Хребет Мысты-Баши.

Разведка тропы к Лунному озеру.

Название хребта Мысты-Баши нечасто встречается в описаниях походов и маршрутов. В большинстве случаев его проходят через популярные среди горных туристов перевалы Кызыл-Ауш, Ходюк, Халега и Кара-кая Северный, направляясь из Теберды в Архыз. Но хребет интересен и сам по себе, поскольку на нём расположено множество озёр, а с перевалов и вершин открываются отменные виды на горы Кавказа. Любители истории и археологии могут найти здесь множество артефактов и свидетельств событий как новейшей, так и древней истории, от Великой Отечественной Войны до освоения Кавказа людьми ещё в каменном веке.

Мне хотелось посмотреть прежде всего озёра. Кроме известных многим, на хребте есть и малопосещаемые водоёмы. Например группа озёр за Десятиозёрным перевалом. Лунное озеро то же редко проходят из-за его расположения вне основных транзитных троп через хребет. Некоторые небольшие безымянные озерца так же могут представлять интерес для фотографа благодаря перспективному расположению относительно мест захода и восхода Солнца. Поэтому я задумал идти на озёра, а не просто перейти хребет через перевалы.

Уже в июне этого года у меня появились несколько свободных дней и я решил использовать их для похода на хребет. Но в горах всё ещё было очень много снега, по словам пастухов всё наверху ещё сковано льдом, перевалы закрыты и они не могут пройти к своим кошарам.

Кроме того, прогноз погоды на все дни обещал дожди, причём не только по КЧР, но и почти по всему Кавказу и вариантов особо не оставалось. Плюсом был тот факт, что на хребет собиралась пойти моя новая знакомая, Наташа Владимирова, для разведки тропы к Лунному озеру вдоль ручья, который из него течёт. Этот путь проходил Владимир Новосельцев, но никаких описаний в сети найти не удалось, кроме условного маршрута, нарисованного на карте.

Заброска в район хребта для нас трудностей не представляет благодаря дружбе с горным клубом "Эдельвейс", чей базовый лагерь расположен в долине Аксаута. Мы приехали в лагерь вместе, да ещё по пути подбросили Лину, с которой я знаком ещё с прошлого года. Лина решила пойти с нами, благо в лагере есть необходимое снаряжение. Так что у нас экспромтом образовалась команда и мы с шутками-прибаутками двинулись в путь.

Ребята из "Эдельвейса" подвезли нас от лагеря до автомобильного моста через Аксаут, а дальше мы пошли пешком по дороге вдоль левого берега реки. На самом деле можно было проехать дальше, через мост, но мы тогда не знали, что есть переправа через бурный в этом году Аксаут. Об этом я ещё напишу после, а пока что нам предстояло пройти несколько километров по зарастающей дороге, найти тропу и подняться по ней как можно выше по направлению к Лунному озеру (на карте 2954,0).

Выйдя по дороге на очередную полянку, мы увидели волок, ведущий в ущелье. Сверившись с картой, решаем подниматься туда. Подъём достаточно крут, мы не акклиматизированы и тащимся медленно, только Лина - завсегдатай спортзалов - легко и непринуждённо бежит впереди. Погода пасмурная, лишь иногда появляется Солнце, так что хоть не жарко.

Поднявшись до конца волока мы обнаруживаем, что никакой тропы дальше нет. Наташа ориентируется по навигатору и понимает, что мы прёмся совсем в другое ущелье, наше находится рядом. При желании можно подниматья и тут, без тропы, потом через перевал Ташлык выйти к озеру Лунному. Но идти по лесу в этом месте очень трудно, придётся часто блукать, обходя скалы и вообще неизвестно, что там после выхода из леса нас ожидает. Делать нечего, спускаемся назад и достаём Наталью шутками про Сусанина и его родственников. Мы ещё не устали и поэтому веселимся. Впрочем, весело было всю дорогу и после - вот что значит хорошие попутчики.

Пришлось снова двигаться по дороге вдоль Аксаута. Вокруг вовсю цветут азалии, наполняя своим ядовитым ароматом лес. Мне вообще не нравится запах цветов, а уж этих - тем более. Но красиво.

Наконец, выходим на заболоченную поляну, на дальнем крае которой видим старый зелёный вагончик. На поляне пугаем табун коней, долго пробираемся по болоту и снова выходим к дороге, от которой сразу за вагончиком отходит волок в нужном нам направлении. Этот волок хорошо виден на снимках Гугл Планета. На самом деле можно было не шариться по болоту, а сразу при выходе на поляну свернуть направо, к ущелью - там начинается тропа. Но мы её не заметили, лишь потом, спускаясь назад, вышли уже по тропе.

Волок через несколько сотен метров заканчивается и сливается с той самой тропой. Тропа круто поднимается по лесу, довольно неплохая. Но в сырую погоду тут очень грязно и скользко. Подъём здесь, на мой взгляд, тяжелее, чем, например, на перевал Халега. Из леса тропа выводит на россыпь крупных камней. В этот раз камни были укрыты плотным снегом и мы прошли легко до ручья, который предстояло перейти по камням. В одном месте я провалился под снег, но благодаря рюкзаку и палкам удержался на поверхности. Позже, в июле, я узнал, что провалиться там было куда и что мне сильно повезло. После этого эпизода я старательно обходил подальше торчащие из-под снега верхушки камней. Камень прогревается через верхнюю часть и вокруг него снег тает, образуя полость внутри снежника. В такую "пещеру" я и рухнул, благо не на дно.

После брода ручья мы обошли заросли кустарников по небольшой морене и спустились к полянкам в берёзовом криволесье. Тут есть несколько площадок под палатки, местами обильно "заминированных" скотиной. Но нам удалось найти чистое место для лагеря и мы с удовольствием остановились на ночёвку. Идти дальше было уже лень, мы с непривычки устали и решили отложить остальную часть разведки на следующий день. Наташа заварганила вкуснейший ужин, который мы сдобрили какой-то целебной настойкой. Мне наиболее значимым компонентом в этой настойке показался этиловый спирт - химию всегда любил больше ботаники))

Утро было ясным и мы двинулись дальше. Снова поднялись на морену, нашли там тропу, ведущую через заросшую лопухами поляну. На поляне паслось несколько коров в компании с четырьмя молодыми яками, а на другом берегу ручья - табун лошадей. Тропа вела к очередному броду, после которого поднималась через лесок под скалы. Там приходится пробираться через заросли рододендронов по лабиринту тропок, натоптанных скотом. Вскоре тропа уходит под довольно крутой снежник, преодолеть который без ледорубов казалось невозможно. Мы поднялись по склону в лоб, цепляясь за скалы и кусты рододы, после чего вновь вышли на тропу. Она тут делает петлю, поднимаясь под снежником серпантином. С очередного бугорка мы увидели озеро 2671, покрытое льдом.

Пока мы тусили на озере, погода испортилась. Стало заметно холодать и сверху начал опускаться туман. Временами был слышен гром, иногда до нас долетали капли дождя. Все сразу перехотели идти выше, тем более что дальнейший путь был уже очевиден и больших затруднений без разведки не представлял: тропа обходит нависающие над озером скалы, сразу с того бугра, на который мы вышли. Наташе разведывать далее не было никакой надобности, мне снимать снежную пустыню было неинтересно (если это озеро покрыто льдом, то Лунное, расположенное на 300 метров выше, вряд ли могло быть открытым), а Лине вообще было всё равно - она приехала отдыхать. Поэтому без всяких сожалений и сомнений мы повернули назад. К тому же погода портилась очень быстро и нужно было успеть пройти по скалам, пока они не намокли, да и тропа в лесу обещала море впечатлений, если её размочит ливень.

Продвигаясь назад через берёзовое криволесье мы нашли какие-то древние стоянки. Две в лесу и ещё несколько на заросшей лопухами поляне. Позже, в июле, я нашёл ещё стоянки на берегу озера. Вся долина Аксаута - сплошной археологический памятник, только успевай изучать. Жаль, что мало кто его изучает. После возвращения в лагерь мы рассказали Анатолию Варченко про свои находки - может быть он когда-нибудь исследует и это место. Хотя у него уже и без того море находок, три музея заполнил))

Ещё на обратном пути мы нашли-таки начало тропы, так как на спуске она более очевидна, чем тот волок, по которому мы поднялись. Когда вышли из леса, уже шёл додь, а наверху вообще была гроза, так что никто не пожалел, что решили вернуться. Прошли немного по дороге, вызвали по рации ребят и уехали в лагерь, где нас ждал горячий душ, ужин и тёплая компания.

В сухом остатке мы теперь знаем ещё один путь на хребет и самый короткий путь к Лунному озеру из долины Аксаута. Однако, последующее прохождение мной этой тропы показало, что она хороша лишь в начале лета, поскольку после схода снега с каменной россыпи, где тропа выходит из леса, передвижение там значительно затрудняется, как и брод полноводного ручья. Подробнее я об этом ещё напишу позже.