Абишира-Ахуба.

Хроники неудачного похода.

Вечерняя прохлада наконец-то стала понемногу проникать через открытое окно в комнату. Где-то там, на берегу Кубани, хором распевают огромные лягушки. Иногда лают собаки или проедет машина. Патриархальная тишина маленького городка - это совсем немало. Однако этого недостаточно для отдыха. Нужно чувство свободы, новизны, чего-то такого, что недоступно во внеотпускное время. Нужно идти в горы.

- Что ты тут смотришь? - Диана заглядывает через моё плечо в монитор.

- Вот, думаю, куда пойти...- Задумчиво отвечаю я.

Перед нами красуются виды Кавказа, от предгорий до Эльбруса. В предгорья мне не хочется, это можно и в выходные походить. На Эльбрус тоже нехочется - рано ещё мне, да и дорого. Думал на Тхачи сходить, дойти до Ачешбоков, там есть на что посмотреть. Но трава сейчас высокая скорее всего. Вокруг Фишта и вообще в Лаго-Наках народу полно, не отдохнёшь. В заповедник не пройти, дорого берут, а нахаляву можно попасть на штраф. Размышляя так, кликаю ссылки. Вдруг открывается великолепная картинка, на которой маленькое голубое озеро окружено цирком заснеженных скал. На берегу растут цветы, в озёрной глади отражаются облака...

- Ух! Я тоже туда хочу! - Диана давно просится со мной, сколько времени ждала каникул.

- Не знаю, это на хребте озёра, высоковато... Ладно, почитаем, что там и как.

И с того дня я уже больше не мог думать ни о каком другом маршруте. Архыз, хребет Абишира-Ахуба. Голубые озёра, несложные перевалы. Не все, конечно, но есть несложные. Вот только высоковато, но так ведь лето сейчас. Пропусков не надо, граница в другой стороне.

Вот так я себя уговорил. Очень быстро. А надо было подумать ещё.

Две недели пролетели незаметно. Купить то, почитать это. Фотографии и координаты перевалов забиты в телефон. Карты напечатаны, на всякий случай целыми листами в телефон загружены. Рюкзаки собраны, продукты закуплены. Вроде бы ничего не забыто, но я никогда в этом не уверен, особенно если собираюсь заранее. Проверяю основное, вроде бы всё на месте. Ну чтож, едем.

Ночные огни городов и посёлков сменяются мглой трассы, разрываемой светом фар встречных машин. Чаще, чем хотелось бы, глаза устают от этих встречных. Дорога пока хорошая, едем небыстро, стараюсь беречь машину и не нарываться на штрафы. Диана спит на заднем диване. Хорошо... Вот бы так ехать и ехать. Никто не мешает, мы внутри своего маленького мирка. Тут всё по-нашему, нет "врагов и дураков", как поёт Андрей Макаревич. Впрочем, как показало потом время, один дурак всё-таки был.

Едем всю ночь, останавливаемся редко. Наконец, дорога ухудшается, идёт серпантином по перевалам. Подъезжаем к границе с Карачаево-Черкесской Республикой. Полицейские на КПП проверяют все машины ночью, тем более, что машин - единицы. Мы простояли минут пятнадцать, проехала всего одна машина навстречу.

Получаю замечание за отсутсвие брызговиков (выкинул после потопа старые, так и не купил новых), но штрафовать не стали. Пожелали счастливого пути и отпустили. Ну и спасибо, Вам счастливо оставаться!

Едем дальше. Над лесистыми склонами небо постепенно светлеет, и на очередном перевале останавливаюсь на перекур. Картина сказочная: розовеющий рассвет, горы и туман.

Перед Архызом останавливаемся у реки - нужно умыться, а мне не помешало бы поспать хоть часа полтора. В обсерваторию и музей Диана идти не захотела, ну может потом заглянем. В посёлке быстро нашёлся двор с местом для нашей машины, приветливый хозяин по имени Магомет помогает припарковаться. Уточняю у него путь подъёма на Баритовый первал и спрашиваю как погода в последние дни.

- Да ты на этот интернет не смотри. Там всякое пишут, а дожди тут так, моросит немного и всё. - Обнадёживает нас Магомет. Ну чтож, идём наверх.

За посёлком работает тяжёлая техника, огромный экскаватор роет траншею. То ли газопровод, то ли что. Вообще везде ведётся грандиозное строительство - подготовка к Олимпиаде идёт полным ходом.

Переходим ручей, начинается тропа к перевалу. Тропа хорошая, везде легко читается - ходят тут часто. По мере подъёма открываются красивые виды. В одном месте виден поваленный лес на склоне, похоже, что когда-то тут сошла лавина.

Тропа уходит в пихтовый лес, но временами оттуда тоже видно горы.

Следом за нами идут местные мальчишки. Уже в лесу встречаем двух женщин - отдыхающие, налегке сбегали на водопад. С их слов, до водопада уже близко. Мы идём не торопясь: времени много, до самого перевала сегодня дойти не планируем. Я рассчитал переходы так, чтобы Диане не было очень тяжело. Набрать в первый же день 1400 метров высоты было бы слишком, поэтому я хотел переночевать недалеко от водопада. А вот и он! Красивый, хоть и маловодный.

Местные мальчишки полазили вокруг немного и ушли. Сверху по тропе спустилась ещё одна группа отдыхающих, как мне показалось, не совсем трезвые - рискованно так шататься. Мы походили в окрестностях водопада, поснимали, нашли заодно маленькую стоянку. Площадка с уклоном, но терпеть можно - палатка маленькая, разместимся. С площадки открывается неплохой вид на водопад.

Дрова на склоне в траве, вода в ручье. Можно ночевать. Мимо нас проходит группа туристов с рюкзаками, семья из 4-х человек, младший мальчик около 10 лет. Уже вечерело, я не стал их задерживать расспросами, только перекинулись парой фраз. Ребята из Ставрополья, идут на пик Пионеров с одной ночёвкой. Они расположились немного выше нас, метрах в ста по склону.

Вечером несколько раз начинал моросить дождь, но совсем недолго, минут по 15-20, затем прекратился. Мы посидели у костра до полуночи, болтали о разном. Одним словом, отдыхали.

Здорово всё-таки вот так, в тишине и уединении, проводить время с родными. Дочь подрастает, сейчас нужно находить к ней новые подходы - сюсюкание уже не годится. Как раз такие посиделки у костра в походе помогают расслабиться, общаться неформально, по-дружески. Дома у нас и так неформальная атмосфера, но тут совсем полная "демократия".

Утром встаём в пять - сегодня предстоит пройти два перевала: Баритовый и Архыз. Насколько я мог судить о них из отчётов и описаний, перевалы несложные, только нужно снова набирать высоту. Быстро собираемся и выходим. Ставропольцы только что проснулись, пьют чай. Мы их приветствуем и идём дальше. Выше водопада тропы идут в разных направлениях, поэтому мы переходим с одной тропы на другую, стараясь не терять направления. В одном месте рановато свернули с тропы и пошли прямо по травянистому склону. Уже на гребне увидели, что тропа идёт в обход, там уклон меньше и идти было бы легче, но намного дальше. Вскоре замечаем ребят из Ставрополя.

- Ничего себе, как они быстро собрались! - Удивляется Диана.

- Да, и быстро ходят! - Замечаю я.

Ребята в самом деле шли очень бодро, быстро нагоняя нас. Сверху было видно, что и они тоже потеряли тропу в том самом месте, что и мы, и полезли на крутяк. Кричать было бесполезно, слишком далеко, да и незачем: всё равно тропа потом выйдет к нам.

Мы останавливаемся на отдых на ровной площадке со скальным обрывом, с которого открывается хорошая панорама долины Архыза. Тут можно устраивать стоянку: место ровное, неподалёку течёт ручей. И до перевала рукой подать. Только нет дров, готовить пришлось бы на газу. Виден весь посёлок, отсюда он кажется нарисованным на карте. Устраиваем небольшой перекус орехами и фотосессию.

Вчера вечером я вручил Диане её первый настоящий фотоаппарат, теперь она его осваивает. Потом, просматривая её первые работы, я понял, что пора мне зачехлять фотик и стоять в стороне...

Пока мы снимали, Ставропольцы ушли далеко вверх. Только одна девушка-подросток не пошла, осталась на площадке под скалой со всеми рюкзаками. Мы идём следом за ребятами, отдыхая всё чаще - Диане подниматься тяжело. Но ни разу, как и за весь остальной поход, она не сдалась и не пожаловалась. Поражаюсь её мужеству и упорству: идёт и идёт, пока я не скажу, что пора отдыхать.

Я нарочно наблюдаю за ней, как когда-то за мной мои тренеры. Как я их тогда ненавидел! "Ещё десять раз на обрыв, бегом, марш!" - бежим с пацанами, матеря всё на чём свет стоит, на высокий берег Иртыша, потом вниз, потом снова вверх, останавливаться нельзя. Если кто отстал, вся группа возвращается за ним, и по новой. "Теперь 30 отжиманий!" Мы готовы были удавить тренеров голыми руками. А сейчас, по прошествии стольких лет, я им готов в ноги кланяться: при такой жизни, с кучей вредных привычек могу идти с тяжёлым рюкзаком в гору и почти не задыхаюсь. Почти. Надо бы бросить курить...

Теперь я тащу Дианку наверх, но я не тренер, а отец, потому как только она замедляется, разрешаю отдохнуть. Иногда мне кажется, что она выдохлась совсем, так она неподвижно валяется на привалах. Но стоит только сказать "Ну всё, пойдём дальше", она уже бодра и готова штурмовать перевал. Вот так Дианка!

Наконец, мы выходим на седловину перевала Баритовый. Повсюду растут колокольчики, окрашивая склоны в нежный фиолетовый цвет. Садимся спиной к перевальному туру и любуемся видом. Дует довольно сильный ветер, тут оставаться долго не хочется - совсем неуютно.

Начинаем подниматься на перевал Архыз. Видно, что он закрыт большим, почти отвесным снежником, поэтому заходим ближе к вершине горы Джумараклы-Тёбе (вот ведь название, попробуй запомни!). На пути подъёма распадок, обходим его справа и видим, что по другому борту спускаются ставропольские ребята с пика Пионеров.

Они что-то пытаются нам прокричать, но мы уже стоим выше и ветер от нас, поэтому сразу ничего не разберём. Наконец, отец семейства показывает жестами, что прямо над нами медведица с медвежатами, идут вверх, на гору.

Вот ёлы-палы! Конечно, хочется посмотреть на медведей, но лучше пусть они будут где-нибудь подальше. Мы поднимаемся медленно, стараемся громко разговаривать. Я захожу вперёд, убеждаюсь, что никого, потом зову Диану.

Так и дошли до перевала, медведи успели уйти куда-то. Мы видели только следы, да и те нечётко. Я думаю, мишкина мама заметила нас, ещё когда мы были на Баритовом, и решила увести малышей заранее. Так или иначе, сильно мы не расстроились, что они нам не повстречались. На перевале мы снова немного передохнули, но долго и там не просидишь - ветерок скучать не даёт.

Спускаться с Архыза мне показалось сложнее, чем подниматься - по крупным камням. Не опасно, но муторно. Идём, что делать. Добираемся до ровной террасы, которая обрывается скалами в цирк озера Запрудного. Чтобы попасть туда, нужно сбросить ещё несколько сотен метров высоты.

Спуск до конца не просматривается ни справа, ни слева от скал. Кажется, что везде проходимо, склоны довольно полого уходят вниз. На карте обозначена тропа вдоль одного из ручьёв, решаю идти к этой тропе, если смотреть сверху на озеро, то получается слева от скал. Дело к вечеру, поэтому стараемся не задерживаться. Однако склон становится всё круче, пока, наконец, не приводит в местами почти отвесный скальный кулуар с крупными живыми камнями. Наверх идти времени уже нет, осторожно спускаемся по кулуару. В-целом ничего сложного, но для ребёнка всё-таки довольно опасно, поэтому соблюдаем осторожность, я постоянно страхую Диану: иду ниже, на сильном уклоне прочно фиксируюсь и придерживаю её. Так и идём вниз.

Начинало уже темнеть, когда мы, наконец, вышли на выполаживающийся травянистый склон. Выбрали площадку поровнее, с хорошим видом на озеро, поставили лагерь. Тут выясняется, что я всё-таки "прособирался" - основной горелки нет! Вот баран! Как я мог её забыть... Хорошо, что всегда ношу две горелки: одна собственно горелка, вторая - лампа с металлическим плафоном, на которой тоже можно готовить. Она менее мощная, зато более экономична. Сварганили вкусный ужин, посидели немного на берегу и пошли спать - без костра в темноте сидеть зябко и неинтересно.

Всё утро следующего дня мы гуляли вокруг озера, фотографировали и просто отдыхали. Сегодня запланирован лёгкий день, чтобы Диана могла отдохнуть от вчерашнего перехода сразу через два перевала. Нам всего лишь нужно спуститься к реке Кяфар-Агур, где будет настоящая костровая стоянка и, возможно, рыбалка. Поэтому сегодня можно не торопиться и провести побольше времени на озере.

Мы никогда не бывали раньше на высокогорных озёрах. Вокруг сказочно красиво: в водной глади отражаются скальные склоны, поросшие травой у берегов, по синему небу медленно плывут облака.

Рододендроны своими кремовыми цветами создают прекрасный контраст с зеленью травы и мхов, удачно попадая в тон потемневшему снегу.

Кроме рододендронов вокруг растёт множество других не менее красивых цветов. Несмотря на разнообразие, всё очень гармонично и спокойно. Настоящий рай!

Озеро питается несколькими ручьями, текущими из-под тающих снегов и из верхних озёр. Самые крупные два ручья спадают в цирк красивыми каскадными водопадами. Тот, что левее, имеет довольно высокие отвесные сливы, в несколько десятков метров. Подойти ближе непросто, нет времени подниматься, потому снимаем снизу. Всё равно впечатляет.

Мы вдвоём никак не можем отойти от него и делаем дубль за дублем. К моему стыду и радости, фото Дианы нисколько не уступает моему.

Долина реки Запрудной, вытекающей из озера, выглядит тоже приятно. Разумеется, что мы не обходим её вниманием и с удовольствием снимаем.

Рядом с озером стоит какая-то железяка. Как мне объяснили потом, она нужна для измерения уровня снега. Если она так высоко стоит, сколько же тут бывает снега!

Как бы ни было хорошо на озере, нужно идти дальше. Топаем по тропе, набитой стадами коров, вниз по долине. Идём довольно быстро, останавливаясь лишь для съёмок - отдых нам тут не потребовался ни разу, настолько хорошая тропа и всё время вниз. Река красивая, жаль только, что свет ушёл - погода начинала портиться.

Я не подумал заранее как следует, что ниже река станет сильнее, поэтому внизу пришлось идти вброд. Чтобы зря не мочить все ботинки, перетаскиваю Диану на своём горбу. Пока надеваю рюкзак, Диана фотографирует любопытных коров, пасущихся в долине. Одна из фоток может стать рекламой для шоколада "Альпен Голд" или молочной продукции. Талант, одним словом!

Лагерь мы разбили недалеко от впадения второго ручья, по которому на следующий день планировали подниматься к озеру Турьему. На склоне и вдоль реки насобирали дров, развели хороший костёр. Диана весело играла, пока я готовил ужин. Потом мы немного посидели, беседуя на разные темы, пока не пошёл дождь. Что поделаешь, ложимся спать. Завтра пойдём к озеру, так как рыбалки в реке в этом месте нет. Слишком большой уклон, нет ям. Может быть, пару форелек бы и удалось выловить, но тратить на это время не хотелось - не нравилась мне погода, появилось какое-то тревожное предчувствие. Даже снимать ничего вечером не хотелось. "Ничего, утро вечера мудренее." - Успокаивал я себя. Как же я тогда ошибался!

Ночью шёл дождь, а утром был красивый рассвет. У нас такой рассвет не обещает ничего хорошего, но тут я не знал, какую погоду могут обещать такие краски неба.

В любом случае, нужно идти наверх. Над озером Турьим есть перевал Федосеева, через который можно будет вернуться в Архыз, если погода не наладится. А если всё будет хорошо, то через перевал Агур пойдём на самое большое в этих местах озеро Кяфар. Посмотрим по обстоятельствам.

Река, вдоль которой нам предстояло подниматься, заинтересовала меня ещё при подготовке маршрута. Судя по карте, она текла с сильным уклоном, по берегам были обозначены скалы-останцы. Я ждал сказочных картин, и не напрасно. Уже возле устья было красиво.

Несмотря на мои опасения, небо стновилось яснее, временами на солнце было очень жарко.

По мере подъёма открывались виды, достойные фэнтезийных сюжетов. Река почти на всём протяжении представляет собой каскадный водопад или очень бурный поток, извивающийся между огромных скал-останцов и валунов, местами пропадая под ними и вырываясь с другой стороны. На скалах растут мелкие кустарники, мхи и можжевельник. На привалах Диана с удовольствием любуется окружающим пейзажем.

Всё-таки погода портилась, уже на середине пути небо затянуло, свет стал плоским и мне так и не удалось сделать удачного снимка, могущего передать величие этого места.

Около 13 часов усилися ветер, вдалеке послышался гром. На нас быстро надвигалась гроза. Только успели спрятаться под скалой, на землю упали крупные капли. Решили переждать, заодно перекусить. Около 20 минут бушевала стихия, сильный дождь на короткое время сменил град. Ветер стал довольно холодным, но после грозы всё стихло и мы пошли на перевал перед озером. На карте путь был однозначен, вдоль ручья, но в реальности всё оказалось не так. Река вытекает из нижнего озера водопадом, склон там очень крут, к тому же на нём лежал большой снежник. Туда вела еле заметная тропка и терялась под снегом. Но правее от водопада видна ещё одна седловина, на которую вело несколько троп. Туда мы и двинулсь.

Только мы вышли на плато, как снова полил дождь. Из долины быстро поднялось облако и мы оказались в сплошном тумане. Двигаться пришлось по навигатору в телефоне, так как видимость упала буквально до 10-15 метров. Диана начала замерзать - промокли ботинки и начали промокать брюки. Я уже начал беспокоиться, когда увидел ниже себя поверхность Турьего озера. Нижнее мы обошли, так и не увидев его в тумане. Под проливным дождём ставлю палатку. Пока вожусь с ней, Диана прячется под тентом, в который я её завернул вместе с рюкзаками. Стоянку я выбрал за бугром, так что хоть ветер дул не сильно. Наконец, палатка установлена, помогаю дочке снять мокрую одежду и влезть внутрь. Пока она переодевалась в сухое, натягиваю тент над палаткой, чтобы расширить тамбур. Готовим ужин в тамбуре, потом лежим и слушаем дождь. Так и заснули, под шум падающих на тент капель.

Проснулся я в пять, как обычно. Неба не видно, мы по-прежнему в облаке. Начал готовить завтрак и обнаружил ещё одну серьёзную проблему: в горелке забился жиклёр или фильтр. Не важно, чего там забилось, важно только, что горелка грела плохо, на минимуме. Запасного жиклёра нет, да и ключ остался в коробочке с основной горелкой. Ну какой же я идиот! Надо же было забыть... Матеря себя на чём свет стоит, пытаюсь открутить жиклёр, засовывая его в ращелины камней. Ничего не выходит. Боясь совсем испортить горелку, ставлю готовить так. Вода не закипает целый час. Чёрт. Чёрт-чёрт. ЧЁРТ!.. Так газа надолго не хватит. Ещё больше расстраиваюсь, ругаю себя всеми известными мне ругательствами - а их я знаю много.

Когда завтрак готов, успокаиваюсь - всё равно решил уходить через Федосеева, погоды-то нет. Чего мокнуть зря, в тумане ничего не видно. Пока завтракаем, небо вдруг проясняется: облако уползло по долине вниз и мы увидели голубое небо. Пока Диана жуёт кашу, бегаю вокруг озера и фотографирую. Рассвет ещё только начался, солнце низкое, но я не могу оторваться от видоискателя - настолько красивое озеро Турье!

Учитывая неустойчивую погоду и проблемы с горелкой, решаю всё-таки уходить через Федосеева в Архыз. Жаль, конечно, но при таком раскладе может стать гораздо хуже, а я не хочу проблем для Дианы. Будь я один, пошёл бы дальше. А с ней лучше не рисковать. Начинаю собираться, и тут опять наползает туман, даже моросит дождь. Становится снова ничего не видно. Решаю переждать немного, вещи-то почти собраны. Примерно в половине девятого снова проясняет и становится тепло: солнце уже высоко и светит в цирк. Потрясающе глубокое синее небо отражается в озере, красоту которого приятно дополняет громада пика Динника. Позади нас, в долине, всё в облаках, там заваривается что-то серьёзное, иногда слышен гром вдалеке. А прямо пред глазами такое! Даже не верится.

Всё это великолепие продолжается минут 20, потом снова из долины приходит туча и начинается дождь. Тревога моя усиливается, боюсь, что сегодня мы выйти не успеем.

Так и получилось. Весь день шёл дождь, вокруг стоял плотный туман: из долины через наш цирк к перевалу Федосеева постоянно ползли облака, поливая нас то дождём, то осыпая градом. Лишь иногда в небе появлялись просветы, это было похоже на издевательство: над нами было чистое голубое небо, светит солнце, а вокруг творилось чёрт знает что. Иногда был даже виден перевал и у меня появлялось желание выходить. Но буквально через 20 минут всё снова затягивало плотным туманом и снова шёл дождь. Я начал понимать, что мы здорово попали. Стараемся не унывать, Диана делает красивые пирожные из цветов, набранных вокруг палатки. Молодец, нисколько не киснет и не жалуется.

Уже под вечер, около пяти, было последнее в тот день затишье - несмотря на туман, дождь прекратился и мы вышли,чтобы размяться. Это был последний раз в этом походе, когда я достал свою камеру. Потом было просто не до неё...

Далее буду рассказывать в хронологическом стиле, так как сложившиеся обстоятельства вынуждали меня следить за временем.

28.06.12.

5-00.

Проснувшись, я услышал ставший уже привычным шум дождя. Мы в густом тумане. Готовлю завтрак только для Дианы - нужно экономить газ и продукты, неизвестно, что будет дальше. Разбудил дочь, накормил и велел спать. Пусть набирается сил, они ей понадобятся. Собираю всё, что можно в тот момент, в рюкзак. Дианин рюкзачок оставляю пустым - если выйдем, нужно будет двигаться быстро.

11-00.

Дождь всё не прекращается, становится холоднее, временами идёт град величиной с горошину. Дочь проснулась, сидим в палатке, играем в слова. Диана упражняется в макроме из оттяжки для палатки. Ждём возможности выскочить из ловушки.

15-00.

Несмотря на уже довольно позднее время, решаю выходить: уже минут 20 нет дождя, вдали сквозь туман проглядывает перевал Федосеева. Путь подъёма виден не полностью, решаю подняться сначала на большой холм перед седловиной, а там сориентироваться. Обходим озеро справа, начинаем подниматься по травянистому склону, который сменяется крупной живой сыпухой. Уклон растёт, идти становится небезопасно: размокший склон плохо держит камни, но пока двигаться можно при соблюдении осторожности. Идём медленно, я постоянно страхую Диану, чтобы не упала.

- Как ты? - спрашиваю её, зная, что сама ни за что не пожалуется.

- Всё нормально, только очень холодно. - Отвечает дочь. Беспокоюсь за неё всё сильнее, но стараюсь не дёргаться, сейчас нужно спокойно идти.

17-00.

Останавливаемся передохнуть. Вижу недоброе: из долины на нас лезет огромная туча, накрывая озеро. Назад дороги нет - внизу уже ничего не видно, да и спускаться по этому склону с Дианой страшно. Траверс с небольшим набором высоты менее опасен, не так едут камни. Продолжаем идти в направлении перевала, стараясь не брать сильно вверх, чтобы не промахнуться.

18-00.

Туча догоняет нас, начинается сильный дождь и ветер. Перевал уже не виден, мало того, телефон теряет спутник и вообще начинает глючить. То ли намок, то ли приближающаяся гроза виновата. Так или иначе, мы совсем "ослепли". Не видно ни впереди, ни позади. Слышу тихое всхлипывание и в душе совсем холодеет.

- Что случилось, малыш? - С тревогой спрашиваю дочь.

- Я больше не могу терпеть, совсем не чувствую ног... - сквозь слёзы, страясь сдержать плачь, отвечает Диана. - И руки совсем окоченели, не могу палки держать...

О, небеса! За что такому ангелу Вы послали такого тупого папашу!!! Нужно срочно что-то предпринять, иначе она упадёт, на онемевших ногах тут никак не пройти. Растираю Диане ручки, совсем холодные.

- Потерпи, милая, я что-нибудь придумаю, обещаю, всё будет хорошо! - Как можно спокойнее говорю ей, а сам уже начинаю нервничать. Дочь, милая моя девочка оказалась из-за меня в такой заднице! Да что же я за отец! Идиот...

На самом деле стало уже очень холодно, дул ледяной ветер. Под тяжёлым рюкзаком, да ещё бегая туда-сюда в поисках наиболее безопасного пути, я этого сразу не заметил. Теперь, опомнившись, понял, что у меня ледяной нос и уши ничего не чувствуют. Каково же 12-летней девочке! Чёрт... Медленно продвигаемся дальше, нельзя стоять на таком склоне.

18-40.

Снова хлынул ливень, прячу Диану под собой, минут пять стоим так. Ветер немного рассеивает туман и я вижу седловину у себя под ногами. Вот блин! Мы сбились с пути и вышли на ложный Агур. Значит, до Федосеева ещё около полутора километров или что-то в этом роде. Идём по гребню. Немного не доходя до настоящего Агура, вижу, что обойти скалу перед перевалом со стороны озера Турьего не получится: там туман и склон довольно крут. На онемевших ногах дочка может упасть. Перевал Федосеева вообще не видно, как идти к нему непонятно. Знаю, что там есть несколько троп, но когда их искать?

С другой стороны, в направлении перевала Мылгвал, видимость пока достаточная, я даже могу разглядеть озёра внизу. Принимаю решение спускаться туда, найти ровное место как можно скорее и поставить палатку - нужно спасать Диану от переохлаждения. Я в своё время сам замерзал, не хочу ей такой участи. Идём вниз, туман и дождь за нами. Выходим на каменную морену, нет времени обходить, идём по камням. Сразу за мореной есть небольшой цирк с возвышением на дне, вокруг которого текут ручьи. Тут и встанем: ровная плошадка, сухо, вода рядом. Прячу Диану под тент, сам ставлю палатку. Замёрзшие руки не слушаются, но мне удаётся-таки справиться с дугами.

19-30.

Диана с большим трудом переодевается, мизинцы на руках совсем не чувствует, не может справиться с дрожью. Гипотермия близко, но мы уже в палатке, сухих вещей полный рюкзак. Растираю ей руки и ноги.

- Сейчас, малыш, потерпи чуть-чуть, сейчас будет тепло. - Стуча зубами повторяю снова и снова.

- Ты сам замёрзнешь, переоденься! - с тревогой отвечает мне Диана.

- Ничего, ты за меня не бойся! - пытаюсь успокоить её, а сам весь трясусь от холода.

Наконец, мы оба сухие, на Диане надет весь мой флис, все тёплые носки. Прямо в палатке зажигаю горелку, чтобы скорее согреть дочку. Ужинаем сухим пайком под чай, я почти ничего не ем - боюсь, что мы тут застряли надолго. Тревога моя усиливается с каждой минутой, но я не подаю вида, стараюсь шутить. Согревшись, мы уснули.

21-30.

Проснулись мы от страшного грохота: над нами бушевала гроза. Слышно было, как с сухим шелестом вокруг палатки в землю ударяют молнии. С холодком на сердце вспоминаю про треккинговые палки, воткнутые для поддержания тента. "Только не в нас, только не в нас!.." - молюсь про себя. Диана забилась в спальник подо мной от страха. Ветер бешеный, палатка ходит ходуном. Дождь лупит так, что мы друг друга не слышим, кричать приходится в ухо, чтобы хоть что-то разобрать. Гром пробирает насквозь, даже немного больно в животе от вибрации и звенит в ушах. Вот это пипец...

22-20.

Сорок минут! Такой долгой грозы я что-то не припомню. Стихло всё внезапно, мне даже показалось, что я оглох. Но вдруг мы слышим какие-то шорохи. Как буд-то кто-то по палатке рукой проводит.

- Что это? - Со страхом в голосе спрашивает Диана.

- Сейчас узнаем. - Говорю я, расстёгивая вход.

То, что мы увидели, открыв внутреннюю палатку, я не забуду никогда. По внутренней стороне тента, сверху вниз, ползла, разрастаясь и ветвясь, серая паутина изморози. Прямо у нас на глазах замерзал конденсат! Я такого не видел ещё.

- Как в "Послезавтра"... - Слышу за спиной голос дочери.

В самом деле, напоминает сцену из известного блокбастера про ледниковый период. Но когда я расстегнул тент палатки, стало ещё страшнее. Всё было засыпано снегом. Это снег шуршал, скатываясь с нашей палатки... На улице было очень холодно, сразу замёрзли уши и нос. Глянув вверх, я оторопел. Красивое и одновременно пугающее зрелище предстало в небе. Прямо над нами сияли звёзды, а вокруг, почти ровным кольцом, стояла густая облачность. Как буд-то мы в колодце среди облаков. Точно "Послезавтра"...

29.06.12

03-00.

Небо снова всё затянуто, идёт снег. Диана согрелась и крепко уснула. Я каждый час выхожу, чтобы стряхнуть снег с тента. Какая бы ни была крепкая у нас палатка, её может порвать тяжёлый снег. Навалило уже прилично, местами по колено. Насколько позволяет видимость, отхожу то на один склон, то на другой, оттуда по всем каналам пытаюсь вызвать помощь по рации. Может, где-то стоят группы туристов или кош... Но никто не отвечает. Телефон никак не может поймать сигнала GPS, я всё время пытаюсь засечь наши координаты. Около пяти утра снег прекращается, я не выдерживаю и проваливаюсь в забытьё, крепко прижав к себе дочку.

08-00.

С тяжёлым настроением выхожу из палатки: проспал так долго! И тут же грохаюсь, поскользнувшись. Натоптанный мной за ночь снег смёрзся в гладкий лёд, хоть на коньках катайся. Туман по-прежнему держится, даже стал плотнее, чем ночью, но снег пока не идёт. На камнях наледь. Холодно уже не так сильно, но в заводях на ручье стоит ледок. Снова готовлю только немного каши для Дианы. Она проснулась с лучшим настроением, чем у меня, и это хорошо. С умилением смотрю, как она уплетает кашу.

- Наелась? - Спрашиваю, когда слышен скрежет ложки по котелку.

- Нет. - Честно призналась дочь.

- Ешь конфеты. Нам нужно поберечь продукты и газ, мало ли что... - Как можно спокойнее говорю я.

Сам вообще не представляю, что делать. Идти самим пока нельзя - нужно подождать, пока отпустит лёд. По рации никто не отвечает, телефонной связи тоже нет. Спутник что-то тоже не ловится. Решаю ждать, к тому же ботинки Дианкины мокрые насквозь. Каждый раз, когда я зажигал горелку и готовил, я пытался сушить их, но они сохли очень медленно. Идти опять с мокрыми ногами, по снегу, она скорее всего не сможет и сразу замёрзнет. Маленькая ведь совсем. Да и не видно ничерта, туман всё не рассеивается.

14-00.

Погода не улучшается, только пару раз на несколько минут сквозь облака мы видели бледный диск солнца. Всё равно днём стало теплее, в палатке так совсем хорошо. Снег начал подтаивать, наледи на камнях уже нет. Никак не могу принять решения, что делать. Надо уходить, но как? До Агура-то мы дойдём, даже не видя его, направление я помню хорошо. А как дальше, я не знал. Снова пытаюсь вызвать по рации помощь, но никто не отвечает, откуда бы я не пытался. Готовлю ещё немного, за обедом ем две ложки каши - если упаду, то от меня толку не будет.

17-00.

По-прежнему всё в тумане, но снега нет и тот, что выпал за ночь, хорошо подтаял, осталось всего сантиметров 10, местами даже проглядывают камни. Временами идёт дождь. Иногда дует ветер, но просветов в небе не появляется. Мы словно в ином измерении. Связи нигде нет, но мне удалось-таки поймать спутник и засечь наши координаты. Диана начинает голодать, я варю пару пакетных супов на ужин, она съедает почти всё и не наедается. Разрешаю есть конфеты, сам голодаю. Мне не привыкать... Сегодня мы в любом случае уйти не успеем.

20-00.

Снова идёт снег, дует холодный ветер. Весь день мы просидели в палатке. У меня на душе кошки скребут, но мы вместе, поэтому не унываем. То в слова поиграем, то так поболтаем. Вспоминаем дом, маму, младшего сынишку.

- В Темрюке сейчас, наверное, жара... - Предполагает Диана.

- Вот скоро приедем и сами узнаем! - Бодро отвечаю я.

Сам еле сдерживаюсь, настолько сильно переживаю. Ведь тут идти всего-ничего, я уже пять раз туда-обратно мог сходить и привести кого-нибудь, но никак не могу решиться оставить её здесь одну. Координаты наши передать я так и не смог, никто не знает, где мы. Если со мной что-то случится, Диана погибнет.

Снова иду на улицу, поднимаюсь на склоны, вызываю по всем каналам: "Всем, кто меня слышит, прошу помощи... Двое туристов, девочка 12 лет, попали в снегопад под перевалом Агур... Сами не выйдем, топливо кончается. Наши координаты: сорок три градуса, тридцать пять минут, тридцать шесть секунд северной широты, сорок один градус, десять минут, тридцать семь секунд восточной долготы..." Тишина в эфире, рядом никого нет. В наступающих сумерках смотрю на флаг, который я соорудил из треккинговых палок и красной гермы. На фоне снега его отлично видно, должно быть и с Агура видно, стоит на бугре. Проверяю, не своротит ли его ветром и решаю, что с рассветом пойду за помощью, больше ждать нельзя. Дианка уже голодает, значит, скоро начнёт мёрзнуть. Продуктов ещё на двое-трое суток хватит, газа максимум на сутки, может чуть больше, если продолжать экономить. Но что такое двое суток? А если это на неделю? Да и мои силы не беспредельные, когда-нибудь мне станет плохо от голода. Такое уже бывало. Решено, утром иду на Агур, если там связи не будет, то дальше. Пока не сообщу координаты Дианы, не остановлюсь, чего бы мне это не стоило.

30.06.12

05-00.

Всю ночь я пытался связаться с кем-нибудь, но безуспешно. Варю всю оставшуюся кашу, получилось две трети котелка. Супы варить бесполезно - раскиснут только. Бужу Диану, заставляю поесть. Сам съедаю пару ложек, чтобы не упасть по дороге. У нас осталось ещё немного орехов и сухофруктов в баночке, леденцы. Беру с собой два леденца и пять орешков на всякий случай - этого с лихвой хватит на часа четыре при гипогликемии, проверено на себе не раз. Воды с собой брать не нужно: снега достаточно.

Снега за ночь прибавилось совсем немного, так что у нас есть хорошие шансы. Пока буду бегать, надеюсь, ещё подтает и мы сможем выйти. Оставил Диане весь флис, воткнул спальники один в другой. Показал дочке, как зажечь горелку, включил рацию и велел не переключать каналы. Отвечать и вызывать она и так давно научена. Объяснил ей, где она находится, показал, где записаны координаты. Карта тоже есть вторая, там ей показал, где мы и куда надо идти, где какой перевал.

- Не уходи далеко от палатки, если будет туман: можешь заблудиться. Вон там стоит флаг, видишь? Если что, иди на него, от флага смотри вниз по сторонам и увидишь нашу палатку. Но лучше не ходи никуда, не мочи обувь и береги силы. Ешь по две ложки каши и паре леденцов не чаще, чем через 3 часа, так тебе надолго хватит. Если я не вернусь до вечера, ложись и спи. Если я и завтра не приду... - Тут только я понял, что сейчас оставлю её совсем одну здесь, в горах. Она ещё такая маленькая, ей же будет страшно. Милая моя малышка, куда же я тебя завёл!

- Что, если и завтра не придёшь? - Неожиданно спокойно спросила Диана.

- Я приду! Я сегодня приду! Не бойся, я тебя не оставлю тут надолго. Если не смогу ни с кем связаться, то вернусь и мы сами выйдем. Я тебя тут не оставлю, обещаю. - Говорить спокойно всё тяжелее. Понимаю, что дело плохо, оставлять её тут опасно. Если я не вернусь, сама она не выйдет.

- Если всё-таки я не вернусь, вызывай по рации каждые два часа, пока не спишь, называй вот эти координаты и проси помощи. Тут тропа идёт на Мылгвал, туристы ходят часто. Днём сиди и смотри вон в ту сторону, и на Агур поглядывай. Увидишь людей, беги к ним и зови на помощь. А если за два дня никого не будет, то иди вот тут вниз, тут можно пройти к той реке, на которой мы были, и по ней спустишься к пастухам. Там тропа есть, коровы ходят. Помнишь, ты коров фотографировала? Вот там кош стоит, там тебе помогут. Только идти далеко, так что выходи утром и не останавливайся. Возьми с собой только флис и тент, еду, которую можно всухую съесть, если останется ещё, остальное брось...- Надеюсь в душе, что всё это не понадобится, но чёрт его знает. Когда всё рассказал, показал, прощаемся.

- Я вернусь, обещаю тебе. Не бойся.

- Ладно. - Потухшим голоском отвечает Диана.

Ей страшно, но она держится, как может. Вот это мужество! Не каждая взрослая женщина на такое способна, да и мужики то же разные бывают.

Сам я на пределе. Когда дело касается детей, даже чужих, я становлюсь сам не свой. Вспомнился вдруг случай, ещё на севере Омской области дело было. В моё дежурство у новорожденной девочки вдруг остановилось дыхание. Так бывает, никто не знает, почему. Потом, после вскрытия, не найдя никаких очевидных причин, выносят заключение: синдром внезапной смерти. Вот так просто: раз, и умер малыш. В ту ночь так и случилось. Мать неопытная, сразу не поняла ничего, малютка сосала грудь, тут же уснула, засопев. А потом вдруг затихла. Мать не сразу сообразила, побежала к медсестре. Та опытная была, но растерялась, бросилась ко мне, вместо того, чтобы начать реанимировать - за мной и мать можно было отправить. Я прилетел в палату и целых полчаса дышал за малютку и проводил непрямой массаж сердца, боясь сломать рёбрышки и разорвать её маленькие лёгкие. Все давно отчаялись, даже мать. Мне постоянно сообщали время, я понимал, что можно уже прекратить, но никак не мог остановиться. Я не хотел отдавать такого ангела в ледяные лапы смерти. И девочка выжила. Просто взяла и задышала на 32 минуте. Как буд-то кто-то её включил... Это был чужой ребёнок. А тут моя лапочка, и я её одну оставляю... Не сдался тогда и теперь не отступлю. Я вернусь обязательно.

08-23.

- Пока! - Целую дочку в лоб и почти бегом направляюсь к перевалу.

Снега немного, всё-таки вчера хорошо подтаяло, свежаку выпало совсем немного. Но на камнях наледь, да и снег смёрзшийся на камнях не держится, очень скользко. Поднимаюсь на Агур по распадку, прямо по снежнику - идти по тропе неудобно, сильно скользко. Перед самым перевалом снежник довольно крутой, но хорошо пробивается ботинком, свежак замедляет, но опасности пока нет.

08-49.

Я на Агуре, вызываю по рации Диану. Она в порядке, отвечает довольно бодро. Пробую связаться с кем-нибудь ещё. Переключаю один канал за другим, но в ответ слышу только тишину. Хоть бы треснуло что-нибудь... Телефон тут тоже не берёт. Снова вызываю Диану, предупреждаю, что иду дальше и связи со мной не будет.

- Пока, малыш, я скоро!

- Пока... - На этот раз бодрости в голосе уже не слышно. Сердце обливается кровью, бедная моя девочка, какой же я баран! Но не сейчас, потом самокопания, надо быть спокойным и идти дальше.

Внизу в обе стороны от перевала ничего не видно из-за плотного тумана. Со стороны Турьего озера под первалом вижу большой снежник, который уходит "в молоко". Сверху он не очень крут, но я совсем не вижу, что дальше. Видно, что он покрыт свежим снегом - очень белый. Туда лучше не соваться без ледоруба, палками не зарубишься в случае срыва. Сколько лететь не видно. Вариант отпадает, как ненадёжный. Остаётся идти верхом, по скалам. Начинаю осторожный подъём на гребень, тут видна тропа. Очень скользко, на камнях наледь. Снимаю флисовые перчатки, лезу в велосипедных, так лучше держаться за скалы. Руки мёрзнут, но я их пока чувствую. Повторяю себе всё время: "Только спокойно, пока всё нормально, торопиться нельзя". Пару раз соскальзываю, но удерживаюсь руками.

Пока лез по скалам, разбил все пальцы и немного подморозил. Но вот скалы закончились и я вышел на склон перевала Федосеева. Тут тоже лежит снег, но гораздо меньше, чем на Агуре и в нашем цирке. Отчётливо вижу тропы к перевалу - снег на них лежит сплошной, а на склоне проглядывают камни. Тут и наледи почти нет, быстро поднимаюсь к перевалу, только осторожность удерживает меня, чтобы не бежать. Нужно сообщить, где Диана, а потом можно и падать и что угодно делать.

09-21.

Я на перевале Федосеева. Достаю телефон - связи нет. Покрутил его, пробовал в разных местах, нет связи и всё. Проверяю сетевую информацию - есть слабый сигнал Мегафона, но экстренный вызов не проходит. По рации тоже никто не отвечает. Бегу вниз.

09-32.

Спустившись метров на 100 ниже седловины, снова проверяю связь, но телефон по-прежнему не берёт. Достаю рацию, первый канал. "Всем кто меня слышит. Прошу помощи. Двое туристов, из них девочка 12 лет, попали в снегопад под перевалом Агур. Наши координаты..." Тишина. Второй канал. "Внимание, всем кто меня слышит, прошу помощи..." и тут в рации сквозь помехи слышу: "...на связи...что случилось...кто просил помощь...на связи..." У меня перехватило дыхание и на глаза навернулись слёзы. "Прошу помощи! Двое туристов попали в снегопад под перевалом Агур. Координаты..." падаю, так как стою на скользком склоне. Пока поднимаюсь, в рации голос " не торопитесь...слышу вас хорошо..." Я повторяю координаты. "Принято, сейчас свяжусь с МЧС, держитесь, ребята!" У меня просто камень с души упал "Понял Вас, ждём!"... Смотрю назад, в сторону, где оставил дочь. Ничего не видно, туман. Дует ветер, снова начинается снег. Ничего, подожди малыш, я скоро!

10-25.

Диана уже два часа одна. Снег продолжается, с перевала дует ледяной ветер. Надеюсь, она в палатке сидит. Я сам уже остыл и начал замерзать. Из-за спешки позволил себе вспотеть, теперь очень холодно. Все тёплые вещи оставил дочке, на мне только футболка, ветровка и дождевик, двое ходовых штанов - просто спортивные брюки. Хоть не продувает, но всё равно очень холодно. Мокрые ботинки комфорта не добавляют, носки от них промокли сразу, всё хлюпает. Но мне плевать, уже хоть кто-то знает где Диана, на душе намного спокойнее.

Прошёл уже почти час после выхода на связь первого отозвавшегося. Слышу по рации, как какая-то девушка перекидывается парой фраз с мужчиной. Я не выдерживаю и вызываю снова: "Внимание! Кто ответил на призыв о помощи, ответьте..." Девушка спрашивает своего собеседника: "Ты слышал, кто-то в беду попал, помощи просят?.." Что ей отвечают, мне не слышно, сплошные помехи. Оказалось, она говорила как раз с тем мужчиной, который мне первый ответил. Она слушает его а потом радирует уже мне:

- Вызываю потерпевших! За помощью уже едут, держитесь! Скоро с вами свяжутся!

- Принято, спасибо! - мне даже теплее стало. Стою, боюсь садиться - вдруг волну потеряю.

11-00.

Снег и ветер не прекращаются. Со мной на связь пока никто не выходит, периодически слышу переговоры той девушки с кем-то ещё. Её зовут Светлана, а имя собеседника я забыл. Ноги совсем замёрзли - я так и не решился сесть, даже с места не сходил, боясь потерять связь. С тревогой смотрю в строну перевала, там висит облако и по-прежнему ничего не видно. Очень холодно, но я терплю, теперь всё будет хорошо, подожди, моя милая...

11-26.

Слышу по рации, как меня вызывают спасатели, отвечаю им. Но у меня рация слабая, они меня не слышат. Вызываю Светлану, снова передаю ей на всякий случай координаты Дианы.

- К Вам уже вышли спасатели, подождите немного, ребята!

- Я знаю, спасибо! Они меня не слышат, передайте им, что я прямо под перевалом Федосеева жду!

- Принято, передам! Удачи!

- Спасибо! До связи!

Снова смотрю наверх. Там всё та же картина - сильная облачность, но снег прекратился минут десять назад. Внизу облака раздуло и я увидел какие-то строения в долине. Видимо, оттуда мне и отвечала Света. Делаю снимок мобильником, чтобы хоть как-то отвлечься. Руки замёрзли, еле на кнопку нажал...

12-46.

- Пострадавшие туристы, ответьте спасателям... Пострадавшие туристы, ответьте спасателям... - Слышу по рации.

- Говорят пострадавшие, слышу Вас хорошо, приём!

- Уточните, сколько вас?

- Двое, один за перевалом Агур, девочка 12 лет

- Где вы точно находитесь?

- Я стою ниже первала Федосеева...

- С запада или востока?...

- В середине, прямо под седловиной...

- Принято! Держитесь, мы поднимаемся к Вам!

- Принято! Жду!

Смотрю наверх. Снова идёт снег, ветер не слабеет. С тревогой думаю, как мы поведём Диану через скалы. И вообще за неё беспокоюсь, уже четыре часа прошло, как я её оставил и не могу подать вестей. Бедная девочка не знает, где я и что со мной, вернусь ли... Не хочу даже думать, какая там погода. Наверняка холодно, если тут такое. Сам я уже сильно замёрз, голова начинает кружиться от голода.

Боясь потерять радиосвязь, продолжаю стоять. Ноги уже онемели, начинаю приплясывать. Сильно замёрзла спина, начинаю опасаться "прострела" - после травмы такое частенько случается при переохлаждении. Если меня тут скрючит, то я не то что идти, вообще двигаться не смогу. Засовываю пенку-попель под куртку, стараясь прикрыть поясницу. Так теплее. Вспоминаю про леденцы и орехи. Кидаю в рот леденец и пару орехов. Вот так ещё четыре часа простоять можно.

14-10.

- Пострадавшие туристы, ответьте спасателям...

- На связи!

- Как Вас зовут?

- Саша.

- Мы поднимаемся, держитесь. Немного передохнём и скоро будем!

- Принял. Жду!

Время тянется так долго. Ребята уже недалеко, сигнал хороший, позволяю себе прохаживаться. Место, где была хорошая связь, отмечено моими палками. Снег не прекращается, ветер тоже. Снова всё затянуло и я стою в тумане. Перевала не видно, надо мной тёмная туча. Чёрт, как холодно! Приседаю, чтобы согреться - уже можно, связь не потеряется на таком расстоянии. Растираю окоченевшие руки, из разбитых пальцев начинает течь кровь - хорошо, значит не отморожены. Смотрю наверх. Потерпи, малыш, мы уже скоро...

Больше я за временем не следил. Спустя примерно час, хотя я не уверен, показались спасатели. Я двинулся к ним.

- Замёрз? - Спросил первый спасатель, подходя ко мне и протягивая руку для приветствия.

- Как собака, но это неважно. Там, наверху, дочка моя ждёт, идём скорее к ней!

- А где у неё перелом?

- Какой перелом? - с круглыми глазами переспрашиваю я, ничего не понимая... Оказалось, что информацию по рации передавали через "десять рук", кто что понял, то и передавал.

- Нам не требуется медицинская помощь, только провести девочку через перевалы. У меня нет никакой страховки, а там снег и наледь, боюсь, что упадёт. - Уточняю я.

- Ну слава богу, а нам наговорили... Всем лавинам, всем лавинам... Первого человека встретили... Идём за вторым... Как приняли...

- Лавина два... Лавина два... Уточните состояние пострадавших...

- Всё в порядке, повреждений нет... Медицинская помощь не требуется...

Спасатели несколько минут преговариваются по рации с центром и остальными группами. На нас выходило сразу несколько групп с разных направлений, три группы спасателей и ещё пограничники. Мне было очень стыдно, что из-за моей глупости столько людей сейчас, в такую погоду, лезут в горы.

- Как у вас самочувствие? - Спрашивает меня один из спасателей, Анатолий.

- Всё в порядке, не беспокойтесь за меня. Надо торопиться, девочка там одна и я не могу с ней связаться.

- Вам поесть надо! - Ребята заставили меня проглотить хоть немного сгущёнки из тюбика и съесть печенье. Это было очень кстати - свои три орешка и леденец я давно умял. Жую печенюшку на ходу - тороплю ребят наверх, к Диане.

Быстро поднимаемся на перевал. Ребята обуты в кроссовки, только один в ботинках.

- Вы что-то не по погоде собрались! - говорю я и тревожусь, как же они поведут Диану в такой обуви.

- Мы как только сигнал получили, побежали сразу, кто в чём был... Некогда было, нам же про травму сказали, вот и поторопились. Не волнуйтесь, нам невпервой!

Надеюсь, что ребята знают, что делают. Выходим на перевал, к моему удивлению, снега совсем немного, даже меньше, чем утром - помог сильный ветер, свежий снег просто сдувает. Быстро проходим траверсом склон, выходим на скалы. Наледи почти нет, только между камней кое-где, а на тропе вообще почти сухо. Это меня окончательно успокаивает - теперь всё будет хорошо.

Дойдя до Агура, пробуем вызвать Диану. Мне она не отвечает, в рации Анатолия слышен голос, но слов не разобрать. Мне голос показался непохожим на Диану, да и в моей рации я стал слышать обрывки фраз, но явно не голосом дочки. Бегом бегу вниз, по снежнику, пуская снежную волну из свежака. Ребята идут по тропе, которая стала уже вполне проходима. Внизу стоит туман, что там - не видно. Обходим морену, вижу свой флаг. Пока я его снимал, спасатели уже подошли к палатке.

Подбегаю, открываю полог... Дианка мирно спит! Вот это нервы, вот это мужество! Я бы ни за что не заснул в таких обстоятельствах. Потом она призналась, что ей было очень страшно вначале, когда я ушёл, она даже немного поплакала. Но потом успокоилась, погуляла, слепила снеговика, поела и легла спать. Она твёрдо верила, что я вернусь, вот и заснула спокойно... А рацию она вообще сквозь сон не слышала. Кто же тогда отвечал нам? Анатолий, пока я собирал вещи, на всякий случай пробовал вызывать по рации всех, кто слышит. Вдруг кто-то ещё застрял тут. Но ответа мы не получили и двинулись к перевалу. Ребята отняли у меня что успели, хотя я готов был нести и их вещи, лишь бы они вывели Диану.

Диана шла, привязанная верёвкой к Анатолию. По дороге мы весело шутили и смеялись, Диане было нисколько не страшно на скалах - ребята её надёжно страховали с двух сторон. Она всё время болтала с Анатолием, с которым быстро подружилась. Я шёл и думал: как быстро всё изменилось! Только несколько часов назад я не знал, чем всё это кончится, боялся за дочь, корил себя за глупости, из-за которых мы так попали... А теперь всё легко и просто, быстро прошли Агур, перебрались по скалам на склон и добежали до Федосеева. При этом продолжал дуть холодный ветер и шёл снег, но меня это нисколько не беспокоило - рядом шли надёжные люди, которые не дадут Диане упасть. Я им доверял на 100%, поэтому никаких тревог в душе не осталось. Только досада на себя, что завёл дочь в такую переделку. Ребята меня успокаивали, мол, всего не предвидеть, погода есть погода. Попасть может кто угодно.

Но чувство вины меня не покидает до сих пор. Столько ошибок сделал! Маршрут сложный, а одежда ребёнка не рассчитана на такое похолодание, ботинки вообще промокают. То есть они все промокают, но можно было взять другие, которые не так быстро промокают. Брюки тоже надо было непромокаемые брать. Привык сам все походы с мокрой задницей ходить. А она маленькая ещё, где там теплу держаться? Идиот. Горелку забыл, в запасной нет ремкомплекта. Ну баран, одним словом...

Ребята шутили всю дорогу. Дианка шла сама, нисколько не жалуясь, хотя шли мы очень быстро, отдыхая редко и совсем немного, чтобы она не мёрзла. Только спустившись с перевала Федосеева метров на 100-150, решили отдохнуть подольше. Тут уже не так мело и ветер был не такой сильный. Один из спасателей даже поснимал немного на свой телефон, на память:

Туман стоял довольно низко, только выйдя до травы, мы стали видеть строения внизу. Сколько времени мы шли, я не знаю. Время для меня перестало иметь значение. Теперь всё хорошо, чтобы там не происходило, дочь в безопасности... Вот уже долина, на дороге ждёт УАЗ-санитарка. Грузимся, Диана садится на переднее сиденье, рядом с Анатолием. Пока едем, слышу её звонкий смех. Она уже и не помнит, что утром было страшно.

По дороге нас встречает Юрий, начальник отряда в Архызе. Дианке вручает шоколадку, спрашивает как дела. Нам приготовлен термос с чаем. Едем на базу. Там нас ждёт ужин, сауна, комфортабельный номер с отдельной душевой, туалетом.

За ужином Юрий раздаёт "пистонов": мне, за то, что полез невесть куда и ребёнка потащил, ребятам за то, что не получили снаряжение по форме. Мы с ним потом спорили, нужно ли регистрироваться. Он утверждал, что нужно, ведь за всеми группами следят, если погода меняется, пытаются связаться и узнать, всё ли в порядке. Но потом ребята признались мне, что никто не знал, что наверху такой снегопад и вообще полная ж...

Я после ужина разложил вещи для просушки в котельной, а потом мы долго сидели у камина, весело беседуя с ребятами. Диана была в центре внимания, как среди спасателей, так и среди гостей базы. Нам была предоставлена полная свобода передвижения, можно было пить чай, когда захочется, и вообще чувствовать себя как дома. Все были доброжелательны и приятны. Просто чудо, а не спасотряд!

У них часто бывают в гостях интересные люди. Например, ребята из команды Триал-Спорт. Мы смотрели их фильм, который они снимали здесь, в Архызе. Крутые парни, что на лыжах и сноубордах делают! А пилот у них на вертолёте такие кренделя выписывает, что просто не верится, что это возможно. Спасатели и сами интересные люди. Анатолий с сыном, Сергеем - он тоже был в группе, которая нас выводила - собирают предметы старины, найденные в горах. На стене в столовой висят два стенда с древним оружием, всё настоящее. После ужина из обсерватории приезжали учёные смотреть на эту коллекцию. Анатолий очень интересно рассказывал про экспонаты, демонстрируя нехилую эрудицию в археологии. Кстати, именно Анатолий, со своим братом, в 1999 году нашёл знаменитый лик Христа. Вот такие люди нас спасали!

Утром тепло прощаемся, нам пора. Сергей, один из спасавших нас, предлагает задержаться, сходить по грибы. Но я не хочу злоупотреблять гостеприимством, да и ехать в ночь по горам не хочется. А то выйдет так, что нас зря спасли! Диане грустно, она не хочет отсюда уходить. Даже со стророжевым псом по кличке Белый она успела подружиться. Огромный потомок лабрадора и овчарки так и лез к ней играть. Сергей разрешил Диане покормить Белого и после этого пёс от неё вообще не отходил.

Но время не ждёт, идём в Архыз. Прошли всего минут десять, нас подвозит Руслан - работает тут, на стройке, живёт в Зеленчукской. Поражаюсь открытости и простоте людей на Кавказе. Никто денег не берёт за помощь, и предлагать нельзя - обидеть можно. Вспоминаю, что такой образ Кавказа всегда был в мыслях, с самого детства. Потом всё испортили эти глупые войны...

Магомета не было дома, когда мы пришли. Переодеваемся и уезжаем, оставив ему записку с извинениями, что не попрощались. Деньги за постой я ему вперёд заплатил, так что надеюсь, он не сильно на нас обидится, что так уехали. Поели вкуснейших хычинов, купили с собой на гостинцы. Ещё сувениры жене и младшему, варенье из сосновых шишек - блин, у нас из них варенье никто не варит, хоть шишек завались.

Добрая женщина, у которой мы покупали хычины и варенье, узнав нашу историю, подарила Диане ещё банку малинового варенья, за смелость. Такой вот на Кавказе народ. По крайней мере в Архызе точно больше добрых людей, чем иных.

Вот так закончились наши приключения в Архызе. Всё-таки, несмотря на все неприятности, мы были счастливы. Конечно, прежде всего потому, что всё закончилось хорошо. Но и нет худа без добра: если бы мы так не попали, то не познакомились бы с такими замечательными людьми, которые с удовольствием нам помогли. Ещё раз спасибо им, и ещё раз до земли кланяюсь! Мы точно знаем, что ещё не раз вернёмся сюда, хотя бы ради того, чтобы повидать Вас, дорогие спасатели, и ещё поблагодарить! Спасибо, дорогие, большое спасибо.