Черногор с Юга.

За красивыми корягами и что такое "малооблачно".

Майские выходные были уже на подходе, а я всё никак не мог решить, куда бы сходить на пару дней в поход. Хотелось видов сверху и хороших фотографий. Но на пару дней выбраться за "видами сверху" не так-то просто. Особенно смущал прогноз погоды, который на самые интересные места пророчил если не дождь, то, как минимум, "пасмурно".

Но буквально за день до времени "Ч", как выражаются военные, в моей новостной ленте на Facebook я увидел запись Павла Мудрова, известного так же как PNL, о разведанном им волоке, ведущим на плато Черногор с Юга. Это место мне давно хотелось посетить, но известный мне путь через Агулову балку не очень удобен, поэтому я всё время передумывал туда идти. Уже давно я слышал о другом способе подъема, но точных сведений никак найти не удавалось. И тут как раз описание от Павла. Он не только рассмотрел старый волок со спутника, но и не поленился поехать туда и пройти всё плато за один день, точнее всего за 5 часов.

Утром второго мая мы с Ди уже ехали к намеченной цели. Павел выложил трек и фотографии ключевых мест подъёма, поэтому никаких сложностей я не ожидал. Навигатора у меня до сих пор нет, но подробное описание и фотографии Павла вселяли в меня уверенность, что мы дойдём куда надо и не заблудимся.

Машину мы оставили на полянке со столиком. Тут явно часто бывают люди. На лавках и столе вырезано много приветов и "здесь были", на деревьях висят недавно сделанные скворечники. Мусора нет - честь и хвала местным отдыхающим.

Начало волока мы нашли без труда, опознав его по фотографии Павла. На самом деле тут несколько заходов на подъём и надо бы поискать оптимальный.

Как впоследствии выяснилось, на Черногор с этой стороны люди ходят давно, есть даже тропа - она хорошо видна на волоке, описанном Павлом. Но заходит на гору тропа не там, где мы поднимались. Да и волок тут не один. Мы зашли чуть поодаль от полянки со столом, за поворотом. Есть ещё волок в овражке с ручьём, почти напротив полянки, но там густые заросли и подъём покруче. Наверху, метрах в ста от дороги, волоки сходятся, а после и тропа выходит к волоку и идёт уже по нему. Мы сразу заблудились на подъёме, проходя какую-то полянку с брёвнами и потеряли около получаса, продираясь прямо по лесу. К слову, лес был уже не так прозрачен, как на фотографиях Павла - весна в этом году наступает не по дням, а по часам!

Неизвестно, сколько бы ещё мы блуждали в поисках дороги, если бы не услышали голоса людей. Оказалось, что буквально в десяти метрах от нас шла та самая тропка, выходящая на волок. Мы поспешили туда и подниматься стало намного легче. Хотя полной расслабухи всё же ждать не стоит: подъём довольно крут и местами приходится продираться через кусты и завалы. Впрочем, налегке это не будет проблемой. С рюкзаком, конечно, тяжелее и намного более неудобно.

Волок, точно по описанию Павла, после крутого подъёма выполаживается и траверсом огибает склон горы. Местами от него отходят ответвления, обычно в таких местах много поваленных деревьев - тут, очевидно, вязали брёвна для вывоза из леса. Но основное направление всё же читается и мы продолжали идти, пока волок не закончился. Тут уже пришлось подниматься прямо по склону без тропы. Не имея навигатора, мы старались держаться пары туристов, которых заметили ещё когда заблудились в начале пути. Трека у них не было, но навигатор был. Впрочем, и так было ясно уже, что нам пора подниматься на край плато.

Тут следует упомянуть погоду. Накануне я тщательно просканировал все погодные сайты и пребывал в полной уверенности, что будет "малооблачно". Не знаю, как синоптики себе представляют "малооблачно", но наши представления сильно разнятся. Уже по дороге, пока мы ехали на машине, все горы были окутаны плотным слоем облаков, но я надеялся, что днём их сдует куда-нибудь, а у нас настанет то самое "малооблачно". Но оно не настало. Напротив, как раз ко времени, когда пора было корячиться на край плато, лес вокруг нас погрузился в сырую пелену тумана.

Выбравшись наверх, мы оказались на краю карстовой воронки. Всё плато Черногор состоит из таких ям. Приходится их обходить по гребням из камней, покрытых зарослями кустарников и деревьев. Ежевика, растущая почти ковром, постоянно ловила нас за ноги и пыталась порвать штаны. Но мы всё-таки продрались через эти дебри и вышли к озеру, которое Павел назвал "Малое Чеше". Оказалось, что его действительно так называют - мы встретили две группы туристов, возвращающихся с однодневной прогулки по этим местам. От них мы и узнали, что с Юга ходят давно и там есть тропа от дороги, ведущая на волок. И они тоже назвали озеро Малым Чеше.

Павел поднялся сюда за два часа налегке. Мы, с рюкзаками, шли почти пять часов со всеми блуканиями и остановками для отдыха. Не скажу, что было очень легко, но, сравнивая этот путь с описаниями подъёма по Агуловой балке, могу смело заявить, что он оптимальный. Так что следует сказать Павлу спасибо за такой подарок на майские праздники! Впрочем, предполагаю, что материть Пашу будут не меньше: многие себе неправильно представляют, что значит "тут подниматься проще". Тем более, проще для Павла)) Он-то известный побегаец. Так что советую всем внимательно изучить карту и взвесить свои силы, прежде чем идти на Черногор.

Стоянку пришлось выбирать в низине, так как дул сильный ветер. Я очень надеялся, что ветром сдует противный сырой туман, окутавший всё вокруг и лишивший нас видов. Но до самой ночи "малооблачная" погода скрывала от нас красоты и была поводом лишний раз помянуть синоптиков. Пусть простят меня специалисты-метеорологи, но в тот вечер им крепко досталось))

Уже после захода Солнца к нам подошёл парень - забыл его имя - спросить, где есть места для стоянок. Он пришёл сюда, воодушевлённый рассказом Павла о пути с Юга, но особой благодарности к нему не высказывал)) Девушка, с которой пришёл парень, была в походе впервые и порядком измоталась. Но держалась молодцом и не жаловалась, даже улыбалась и шутила. Хорошие ребята - жаль, что я забыл их имена.

Ночь была ясной и морозной, трава и палатка покрылись инеем. Пришлось долго долбить снег, чтобы растопить воды для чая. Так что рассвет я на вершине не застал, пришёл поздно, когда солнце уже поднялось. Но виды вокруг компенсировали всё - и плохую погоду накануне, и холодную ночь, и опоздание на восход. Коряги на гребне, которые я много раз видел на чужих фотографиях, оказались действительно колоритным и неповторимым наполнением пейзажей Черногора. Снег на вершине давно растаял и вокруг цвели самые разнообразные цветы. Красоту испортил только дешёвый полярик, купленный в спешке - страшно размывал половину кадра и сводил на "нет" детализацию, но узнал я об этом только дома, когда обрабатывал фотографии. Впредь буду заказывать светофильтры заранее.

После завтрака мы вернулись на вершину вдвоём с Дианкой. Она не захотела идти на озеро Чеше, да и я не горел желанием. Мы шли сюда именно за "видами сверху", потому и остановились поближе к вершине. Весной тут полно снега в карстовых воронках и проблем с водой нет. Вообще, весна - лучшее время для походов по таким местам. Летом тут вырастет высокая трава, расплодится куча мух, ходить будет ещё труднее и придётся ставить лагерь поближе к озеру, а там нет ни видов, ни удобных мест для палаток.

На западном склоне горы я увидел очередной скальный лик. Они меня повсюду преследуют! Этот истукан был похож не то на спящего, не то на мёртвого человека. Вроде бы есть какая-то легенда о "спящем черкесе", но сути её я не знаю, поэтому сомневаюсь, что это тот самый черкес.

Назад мы решили спускаться другим путём, так же, как Павел. Он описал этот спуск как не очень удобный, но мне показалось что это лучший путь. Ребята, наши соседи, рассудили так же и мы шли вниз вместе. Кроме того, я видел там много следов - возможно, тут же прошли вчерашние группы.

В начале уклон небольшой, лес очень чистый и красивый. Много цветочных полянок и тенистых "беседок" под огромными пихтами. Только последние метров пятьдесят высоты перед выходом на волок приходится сбрасывать по очень крутому склону с более густым подлеском. Но ничего экстремального на этом участке пути нет. Вот подниматься, да ещё под рюкзаком, тут было бы очень тяжело. Зато выход отсюда на край плато расположен почти у самого Малого Чеше и не нужно будет плутать по карсту.

После выхода на волок мы быстро спустились к машине, ребята от нас отстали и больше мы их не видели. Мы немного подождали у машины, но так и уехали. Может, где-нибудь ещё встретимся. Кстати, на нашей полянке и рядом стояло уже около десятка машин - возможно, последствия Пашиной разведки. Если так пойдёт дальше, на плато натопчут хорошую тропу и ходить станет намного проще. Только бы не загадили всё и не сожгли можжевельник на гребне - очень уж он красивый, без него Черногор много потеряет.

В заключение ещё отмечу, что мы снова заплутали внизу и так и не нашли начало тропы. Мы вышли по тому самому волоку, который заходит с дороги по краю оврага с ручьём. Где и как мы потеряли тропу я так и не понял - она довольно хорошо была видна. Так что лучше и здесь ходить с навигатором, чтобы не терять зря время и силы. Удачных всем походов. И - до встречи в горах!