Дуккинские озёра

Семейный отдых в горах.

Долгожданный отпуск в этом году начался у нас с многочисленных хлопот: младший сын Андрюшка собирался в первый класс. Кто собирал детей в школу в последние годы, тот знает, что это за удовольствие. Беготня по поликлиникам-лабораториям, схватки с чиновниками, безумные траты на канцелярию-форму-обувь-портфели и тому подобная суета. Хлопоты эти хоть и приятны, но порядком изматывают, поэтому запланированную поездку в Архыз мы ждали как манну небесную. Наконец, сданы все анализы и получены справки, остальное может и подождать - и мы несёмся через ночь по горным дорогам. Уже после рассвета останавливаемся навестить спасателей Архызского ПСП и едем дальше, через ставшим теперь посёлком Романтик, к слиянию рек Архыз и Дукка. Народу немало, почти все удобные стоянки заняты, но мы находим хорошее местечко - и река недалеко, и дорога внизу, никто не мотается мимо и вода рядом. С утра до обеда шёл дождь, нам пришлось пережидать под тентом, но зато в последующие дни стояла прекрасная погода.

Поскольку на этот раз нам не требовалась заброска, мы отдыхали в суперматрасном формате: с двумя палатками, тентами, надувной кроватью и даже складными креслами и столом! Газовая плита (не горелка, а самая настоящая плита!), кемпинговые лампы, шашлык... Ничего себе туристы! Как-то раньше у меня всё это с горами не увязывалось. Но место позволяет - дорога хорошая, а скоро будет вообще шоссе. Этот факт вместе с удобствами несёт в себе гибель диких уголков природы и в скором времени, то есть уже через год-два, делать тут будет нечего. Но пока строители копошатся в долине Архыза, ещё можно побродить по лесам и горам, пособирать грибы-ягоды и подышать чистейшим горным воздухом.

Наевшись шашлыка и облазив все ближайшие заросли малины-черники, мы отправились посмотреть на озёра, расположенные в верховьях Малой Дукки. Озёра есть и в верховьях Большой Дукки, а также маленькой речки Темиркулак, так что посмотреть есть на что. Мы решили сходить сначала вверх по Малой Дукке, а потом посетить другие места.

От моста через Архыз вверх ведёт хорошая грунтовая дорога и многие автомобилисты едут до самого слияния обеих Дукк, а проходимый транспорт возит туристов ещё выше - до коша в долине Малой Дукки. В коше дорога переходит в тропу. Там живёт очень приветливый пастух, который и дорогу подскажет и поможет, если возникнет такая необходимость.

Тропа к озёрам набита очень хорошо, заблудиться не получится при всём желании - туристы тут толпами ходят. И с турбаз везут народ, и с верхних перевалов спускаются под рюкзаками ребята. Ну и коровы, конечно, тоже топчут, хоть и не всегда прямо))

Подъём довольно пологий, идти совсем не тяжело. Если выйти пораньше, то можно успеть осмотреть все три озера. Мы вышли поздновато, поэтому на все озёра не рассчитывывали, да и не было у нас особых целей - мы приехали отдыхать. Поэтому шли не торопясь, в красивых местах останавливались, отдыхали в тени раскидистых сосен и просто любовались открывающимися видами.

Наиболее красиво в среднем течении, где по берегам растёт лес. Выше, уже в долине Малой Дукки лес становится всё ниже, но замшелые островки в русле реки придают ей особый шарм. К тому же выше коша реже попадается навоз, который слегка мешает наслаждаться чистотой горного воздуха))

Перед озёрными террасами долина расширяется и река здесь похожа на равнинную, извиваясь среди заросших травой лугов и берёзового криволесья. Ближе к озёрам уклон растёт, снова появляются пороги и небольшие водопады. Тропа уходит наверх, к озёрам.

Несмотря на крутоватый участок тропы, Андрюшка бежит впереди всех. Он уже подрос, теперь ему совсем не страшно и всё интересно. Временами мне даже приходилось его останавливать, чтобы не убегал далеко.

Несколько раз навстречу нам спускались группы туристов - время было уже возвращаться, но мы не беспокоились, зная, что успеем до темноты вернуться, если не ходить к самому верхнему озеру. Даже хорошо, что все идут вниз - нам предоставится редкая возможность посетить озёра без толпы людей на берегах.

После выхода на пологую террасу тропа разветвляется: к нижнему озеру прямо, а налево и вверх уходит тропа к самому большому, верхнему озеру. Мы пошли прямо, пробираясь через заросли высокой травы. Андрюшку трава скрывала полностью, иногда только кепочка мелькала где-то впереди, выдавая его дислокацию, да периодически были видны взмахи палки - это он сражался с воображаемыми врагами))

Наконец, тропа выводит нас к истоку Малой Дукки, вытекающей из нижнего озера. Вокруг царит безмятежность, лёгкий ветерок гоняет рябь по поверхности кристально чистой воды, мохнатые шмели летают над последними цветами, по прибрежным камням с весёлым щебетанием скачут горные трясогузки. Мы разбредаемся по окрестностям озера, наслаждаясь тишиной и невероятно красивыми видами.

Когда я лазил на второе (Среднее? - не знаю как его назвать) озеро, Оксана по рации сообщила мне, что Андрюшку тошнит. У него началась нешуточная рвота и нам пришлось срочно спускаться - я подумал, что это приступ горной болезни. Высота тут небольшая (около 2400 метров), но это дело индивидуальное - кого-то может и на двух тысячах скрутить. Но в последствии выяснилось, что это пищевое отравление - утром заболела и Диана. Причину мы так и не выяснили, вроде бы все одинаково питались, разве что дети съели много лесных ягод.  Но причина и неважна была, лечение помогало, только сходить больше никуда не получилось. Андрюшка и так здорово намучился, пока мы спускались с озёр. Кроме тошноты у него ещё и живот болел, поэтому мы часто останавливались, а на крутых участках я его нёс на руках, так что вернулись мы поздно ночью. Зато по дороге насмотрелись на млечный путь - это помогало Андрюшке отвлечься, звёзды ему очень понравились.

Перед отъездом дети почти поправились и мы покатались на канатной дороге, работающей на турбазе "Романтик". Канаток пока всего две, но летом они тоже работают в экскурсионном режиме. Кресельная летом бестолковая, ведёт куда-то в место развлечений и на небольшую высоту, а вот гондольная поднимается на высоту 2240 или около того. Уже с верхней площадки станции открывается отличный вид на горы, а можно и выше пройти. Некоторые бегают до самого перевала Федосеева (около 3000 метров). Пользуются канаткой и пешеходные туристы - за рюкзаки дополнительно платить не надо, а спуск так вообще бесплатный. Так что теперь можно не корячиться весь день на перевал и сэкономить почти километр высоты.

Потом был долгий путь домой, ночная дорога, по которой в темноте бродят кони и коровы - смотри в оба! Один раз я здорово поджарил покрышки, чтобы не врезаться в конягу, беззаботно вывалившуюся прямо перед носом из кустов. С каждым километром мы удалялись от этих прекрасных мест и было немного грустно. Всё-таки приятно отдыхать в горах всей семьёй. Пусть в этот раз отдых несколько омрачился болезнью детей, но мы с этим легко справились, да и дети не особенно расстраивались на эту тему - время они проводили замечательно и остались довольны поездкой, хоть и устали от дальней дороги. До свидания, Архыз, до встречи!