Ущелье ста водопадов

или первый поход Андрюшки

Лето давно уже в разгаре, и хоть на Тамани ещё не настала испепеляющая жара, в городе становилось всё душнее. В панельной пятихатке без кондиционера становилось совершенно невыносимо к середине дня, нужно было срочно проветриться. Купание в море приносит облегчение, но валяться на пляже скучно, да и смотреть на побережье полуострова почти не на что - степь. Кроме того, нужно проверить в деле кое-какие походные обновки, и пора уже приобщить к туризму самого маленького в нашей семье - Андрюшку. Ему уже 4 года, а он ещё ни разу не ходил в поход.

Решено было пройти проверенным маршрутом по Ущелью Ста Водопадов, где мы уже бывали и летом и зимой. Расстояние там небольшое, подъём нерезкий и есть на что посмотреть как взрослым, так и детям: кроме интересного ущелья и обилия водопадов, в ручье много совсем непугливых рыбёшек и разных жуков-головастиков. А уж покидать в воду камешки - любимое занятие нашего туристёнка - хоть отбавляй.

Выехав пораньше, без особых проблем добираемся до посёлка Михайловский Перевал. Оставляем машину во дворе местного жителя, он же по телефону вызывает нам джип для заброски до ущелья - прошедший накануне дождь размыл дорогу в кашу, не хотелось тащить детей по грязи целых пять километров. В ожидании джипа прячемся в тенёк: несмотря на утренний час, солнце уже припекает.

Наконец, карета подана, грузимся и едем. С водителем нам повезло, вёл аккуратно, не выпендриваясь. По дороге мы с ним поболтали на разные темы, он удивился, что мы "таскаем детей по горам". А мы их не "таскаем"! Они сами бы пошли, если бы мы разрешили.

Доехав до конца дороги, перекусываем на удобной стоянке с брёвнами-лавками и столиком из камней. Всё время за нами наблюдала собачонка из кафе, которое стоит у последнего брода перед началом тропы. Хозяин кафе построил там дольмен, из натурального камня. Очень похоже на подлинный, только замшеть ему малость и будет совсем как настоящий.

Покидав в воду камешки, начинаем подъём вдоль ручья. Идти хорошо, дети веселятся, мы отдыхаем. Вода в ручье тёплая, бродим с одного берега на другой по тропе. Подойдя к первому водопаду, устраиваем отдых - Андрюшка ещё не устал, но надо ведь уже и камешки в воду покидать!

Так и шли вдоль ручья, с частыми остановками, и передохнуть надо и поиграть. Половина камней с берега была
перекидана в ручей, так что русло скоро поменяется :) . Головастиков и ящериц было поймано несколько десятков, но я строго следил, чтобы обошлось без травм среди меньших братьев. Андрюшка был весьма озадачен, когда увидел одновременно головастиков без ног, с задними ногами и со всеми четырьмя. "А у этих кто ноги съел?"

Постепенно доходим до водопадов повыше. Андрюшка всё время идёт сам, несёт свой рюкзачок и не жалуется. На участках посложнее ему помогаем мы по очереди или Дианка, которая временами уходит далеко вперёд. На этот водопад Андрюшка карабкался с двойной страховкой: внизу подталкивала мама, а сверху тянула за руки Диана. Андрюшка кряхтел и мнил себя настоящим скалолазом: "Ничего себе, как высоко я залез!"

Время прошло незаметно, солнце уже достаточно высоко и снимать становится трудно - белые камни просто горят на солнце. Вот и самый высокий водопад, пора искать стоянки, которых тут должно быть много.

Оставляю всех играть у водопада, сам лезу по ущелью вверх в поисках стоянок. На одном из склонов нахожу тропу вверх, потом замечаю стрелку на камне, которая эту тропу и показывает. Вверху, на поляне стоит лагерем клуб московских туристов, пара взрослых и человек пятнадцать ребятишек от 8 до 17 лет. Инструктор показывает мне подъём на поляны в обход каскада водопадов, за что спасибо ему. Конечно, я и сам бы нашёл, но так быстрее и было приятно пообщаться. Встаём на отдельной хорошей стоянке, ставим палатки, ужин, посиделки у костра... Благодать! Погода хорошая, детям нравится, они гуляют в лесу, весело играют. Когда темнеет, начинаются скитания по кустам с фонариками и погони за светляками. Спать легли далеко за полночь.
Я спал в одноместной палатке и со мной был продуктовый пакет, поэтому мне всю ночь пришлось гонять совершенно обнаглевших енотов, которые пытались прогрызть палатку прямо у меня под ухом. Причём они сразу убегали, стоило мне поднять голову или пошевелиться - я пытался их сфотографировать. Но хитрые зверьки не показывались, пока я держал камеру. Стоило положить камеру и улечься, еноты тут как тут! Но ничего им украсть не удалось - я был настороже.

Утром, пока все спали, а солнце ещё не поднялось, я побежал вверх по ручьям поснимать оставшиеся 99 водопадов. Не знаю, на самом деле их 100 или нет, но настолько много, что мне даже надоело их снимать!

Лезешь-лезешь вверх, уже вроде бы выполаживается и совсем мельчает ручей, вот, казалось бы, исток. Но за поворотом видишь новый водопад.

Водопады красивы не только снизу, но и сверху. Правда, снимая сверху можно грохнуться с нехилой высоты, так что надо быть осторожным. Зато какие кадры там, наверху!

Пока я лазил по ущелью, все уже проснулись. После завтрака я собирал вещи, а ребятишки играли в лесу и у ручья. Вниз идти легче, поэтому мы быстро добежали до кафе. Решили подождать джип, минут сорок просидели - никого. Зато дети излазили весь новоиспечённый дольмен и познакомились с ещё одной собакой - овчаркой, которая охраняла кафе. Не дождавшись джиперов, мы пошли вниз пешком. Андрюшка держался молодцом и уже без посторонней помощи сам пролазил там, где только вчера его приходилось придерживать. Переходя мостики над ручьём, он деловито ратопыривал ручки и сосредоточенно смотрел под ноги. Прямо канатоходец! Только уже перед самым посёлком он заявил, что "утяль". Ну и пора было устать-то, прошли больше 10 километров. Перед посёлком мы неожиданно обнаружили полянки с уже подсыхающей, но ещё достаточно сочной лесной клубникой. Дети с удовольствием полакомились. Вот бы у нас так: собираешь себе ягоды и комаров нету!

Так и прошли два дня, весело и "со вкусом". Андрюшке понравилось, теперь регулярно просит пойти в поход ещё. Чтож, будем ходить!