Гора Нексис и рекаТхаб

Не очень "мега" мегалиты и водопады без воды.

Вот уже второй год у нас никак не «устаканится» жизнь, постоянно куда-то едем, каждый раз приходится заново устраиваться. Беготня и суета, с одной работы на другую, попытки хоть как-то наладить жизнь – такой путь может привести к утоплению в болоте быта. Времени свободного нет, усталость и неустроенность постоянно портят настроение. Поэтому всё сильнее хочется вырваться из этого круга и забыться. Для меня лучший способ это сделать – сходить в поход. Но нехватка времени и средств как-то не располагает к походам, поэтому я решил сходить в однодневный поход. Благо близость интересных мест весьма этому способствует.
Итак, рабочая неделя позади, воскресенье свободно от дежурств – можно выходить. Раненько по утру мы с дочкой выезжаем из сонного городка на трассу. Машин пока немного, зной ещё не мучает, и мы быстро проезжаем станички и посёлки, вот и Анапа позади, начинаются предгорья – а это значит, что ехать интереснее и веселее. Новороссийск, как всегда, задерживает своей тупой «объездной» дорогой, которая петляет по переулкам и изобилует ограничениями скорости и видеокамерами над ними. А под видеокамерами могут быть мили… полиционеры то есть. Наконец неудобный город позади, выезжаем на очередной перевал и останавливаемся у памятника морякам. Место красивое, с обрыва виден весь Новороссийск с бухтой.

Я тут уже был, а дочке хочется спать, поэтому не задерживаемся, едем дальше. Погода портится – на горах величественно развалились тёмные тучи, иногда накрапывает дождь. Это немного расстраивает – первым пунктом у нас в программе подъём на гору Нексис и осмотр дольменов. Хотелось увидеть окрестности с горы, а в такую погоду особо не насмотришься. Но, как известно, на погоду не обижаются. Быстро проскакиваем Геленджик и сразу за ним, на выезде из посёлка Светлый, останавливаемся. Где-то тут надо свернуть в горы… Я не был уверен, пустят ли нас на карьерную дорогу, поэтому решил ехать по дороге от АЗС «Лукойл» - по описаниям именно по ней всех туристов на джипах возят к дольменам. Сразу вначале подъёма вижу человека в шортах и с рюкзаком. Спрашиваю дорогу – да, едем верно, но дорога опасная, идите пешком. Предлагаю с нами – нет, «мне пешком надо»… Я догадываюсь, что парень из каких-то эзотериков и не настаиваю. Дорога сразу начинает уходить вверх, уклон порядочный – градусов 30, под колёсами гравий, между колеями крупные камни. Наша Ласточка упрямо лезет вверх, несмотря на предупреждения чародея в шортах. Защита двигателя у нас «на соплях» висит, поэтому немного страшно – временами скрежет просто до костей пробирает. На одном участке колея оказалась совсем глубокая, уклон пошёл всё круче и затяжной – метров сто. Ласточка злилась, расшвыривая щебень по кустам, отчаянно буксовала, но гравитация неумолимо тянула нас назад.

Наконец, законы физики победили, и Ласточка встала на месте, зарываясь передком всё глубже в гравий, потом медленно поплыла вниз вместе с тем самым гравием. Вот бы где два моста и понижающий ряд… Пришлось пятиться пару сотен метров вниз. Ласточка упрямо цепляла оторванной защитой камни, не желая отступать, я с замиранием сердца слушал скрежет по днищу и гадал, пробьём картер или нет. Вот площадка для разворота, ничего пока не пробито и не оторвано, паркуем Ласточку и выходим. Решено позавтракать и дальше идти пешком, машину ломать не хочется. Да и вообще – поход это или нет?!

Пока мы заправлялись бутербродами, подошёл тот эзотерик в шортах. Он явно желал затеять беседу, но начал сразу про магов и чародеев, энергетику дольменов и всяких там духов, притом парня явно несло и долго говорить с ним было нелегко. Мы вежливо поддакивали пару минут, потом я «незаметно» перевёл разговор на «квантовую механику» и колдуна как ветром сдуло. Пока собирались и проверяли всё ли взято, мимо проехал УАЗ без тента, в котором сидели несколько туристов – ломятся на дольмены. Ну и мы следом вышли.

Несмотря на мои предупреждения, дочка взяла-таки с собой наплечную сумочку (а хотела вообще рюкзак взять – отговорил) с разными «девчачьими» причиндалами. Поэтому на подъёмах мне приходилось её ждать. Погода всё не радовала – стояла духота, тучи без просветов, временами шёл небольшой дождик. Чем выше поднимались, тем хуже становилась дорога – хорошо, что дальше не поехали. Уклон местами был серьёзным, камни на дороге попадались большие и проехать на «десятке» было просто невозможно. Один участок был в ложбине и там постоянно стояла вода и грязь. Впрочем, грязь - ерунда, а вот затяжной крутяк с каменоломней мы бы не преодолели однозначно. А УАЗы проходили спокойно – нас дважды обгоняли, притом один успел туда-сюда смотаться. Наконец, мы вышли из зарослей и оказались почти у вершины горы Дольмен. Отсюда надо идти на запад – в седловину между этой и горой Нексис. Там и находились по описаниям два дольмена – солнечный и лунный. Наверху было идти приятнее – ветерок освежал, к тому же, несмотря на непогоду, были немного видны хребты низкогорья Кавказа. Иногда в просвет между туч то тут, то там проглядывало солнце и выхватывало тонким лучиком кусочек пейзажа. Красотишша…

Вот дорога пошла немного вниз и вдали показались дольмены. Я много про них читал, но до сих пор не видел ни одного. Мегалиты. То есть этакие огромные каменные сооружения, неизвестно когда, кем и зачем построенные. Самый известный пример – Стоунхендж. Про возраст наших мегалитов пишут разное, якобы построены они за 2-4 тысячи лет до нашей эры. Примерно тогда же и Стоунхендж вроде бы сляпали. Может так оно и есть – так даже интереснее: не каждый день прикасаешься к такой древности. Дольмены горы Нексис, на которые мы шли, не самые знаменитые. Рядом, в долине реки Жане, их намного больше. Но на горе Нексис дольмены уникальны тем, что расположены на горе – это встречается не так часто. К тому же тут меньше туристов и можно полюбоваться видами окрестных гор, чего нам и хотелось. Легенды и рассказы для туристов, а так же эзотерики приписывают этим дольменам всякие магические свойства – от исполнения желаний до духовной связи с богами. Но по мне это всего лишь каменные домики.

Так и оказалось – когда мы подошли к первому, «солнечному» дольмену, он меня совсем не впечатлил. Он оказался и меньше, чем я ожидал, и выглядел каким-то «недревним». Перед дольменом выложена площадка из камней – похоже, это уже современный дизайн. Крыша и одна из стен замазаны бетоном – следы «реставрации». Но всё равно было интересно. На крыше дольмена виднелся рисунок из точек в виде кругов, а на внутренней поверхности одной из стен геометрический узор. Поверх узора были нацарапаны имена и регалии (например так: «Валя - дура») побывавших тут «исследователей» на разных языках – русском, украинском, даже арабская вязь есть.

Второй дольмен, «лунный», по рассказам парня в шортах, обладал большей энергетикой. Я излазил его вдоль и поперёк, но как-то не нашёл никакой «энергетики». Видимо, мне недоступно «высшее» и я так и останусь серым и недоразвитым. На крыше «лунного» дольмена то же были выбиты какие-то углубления, притом при внимательном рассмотрении они явно располагались с какой-то закономерностью, и были больше, чем на «солнечном».

Время шло, надо было двигаться назад, да и народ прибывал – погода налаживалась, джипперы только успевали мотаться за новыми партиями желающих приобщиться к «высокому». Вниз идти легче и веселее, да ещё стало виднее окрестности – так бы и остались тут, наверху, спускаться в душный лес не хотелось.

Но у нас в программе ещё река Тхаб, а время идёт. Быстро добежали до машины, пристегнулись и – летим дальше. «Лететь» на самом деле недалеко и особо не разгонишься – перевал Михайловский, хоть невысокий и несложный, не располагает к лихачеству.
Сразу за перевалом начинается одноимённое село – Михайловский Перевал. При въезде останавливаемся у магазина – тут начинается дорога вверх по реке Тхаб. К нам незаметно подошёл человек и с максимально проникновенными интонациями пытался объяснить, что «тут штрафуют» и «стоять нельзя – ругаются», зато вот он – его двор и там нашей машине никто не будет угрожать, причём всего за 100 рублей. Его нисколько не смущало отсутствие каких-либо дорожных знаков или указателей на «штрафуют» и «нельзя». Короче говоря, дяденька остался без гонорара, при этом я ему так же проникновенно пояснил, что знаю теперь, кому «бить морду», если мою машину поцарапают или ещё чего случится. Человек пропал так же незаметно, как и появился. Перед магазином, который, кстати, не работал, стояли два УАЗа без тентов и их хозяева. Как несложно было догадаться это – представители местной туриндустрии. Всего за 1000 рублей Вам предстоит покататься с ветерком, рядом с настоящим «мачо», на джипе, без крыши (в обоих смыслах) и увидеть своими глазами вожделенное ущелье ста водопадов. На моё наивное «нет, спасибо, мы хотим пешком прогуляться» мне были страшным шёпотом рассказаны жуткие истории о заплутавших и уставших до смерти туристах, которые отдавали все свои деньги (этим вот «мачам») за вывоз с этого весьма экстремального маршрута. Я пытался удивиться: «Но до ущелья всего 4 километра!» О-оо… Это только туда четыре, а ведь ещё назад четыре, да ещё по ущелью два… о-оо… Вы погибнете, пожалев всего тысячу рублей. Я помолчал, размышляя, как это можно драть за восемь километров извоза такие деньги.

Вопщем, мы с дочкой весело посмеялись над их шутками, поблагодарили за приглашение и пошли к мостику. Там за магазином висит такой подвесной мостик для пешеходов. У мостика сидит ещё одно чудо местного бизнеса – бабулька с баночками, наполненными всевозможными «дарами» природы. Как нетрудно догадаться, «дары» вовсе не дары, а товар, чистая прибыль поступает напрямую бабульке, минуя производителя, то есть природу. Мы вежливо отказались от предложенного варенья и сосновых(!) шишек. При этом я пытался пошутить – мы мол, сибиряки, нас шишками не удивишь, вот водопады – это да-а! Бабульке плевать на водопады, она хотела «чистую прибыль» только, поэтому заявила, что все сибиряки жадные. Я просто ответил ей: «вовсе мы не жадные, приезжайте к нам и мы Вам бесплатно дадим шишек, причём с настоящими орехами, а не какими-то семечками». Бабулька надулась и потеряла к нам интерес. Мы пошли себе через мостик. За мостиком, на другом берегу реки Тхаб, росли сосны, а под ними валялись те самые шишки. Видимо, я чего-то недопонимаю в этой жизни…

Сразу за мостом тропа проходит между нескольких дворов и начинается лес. Тут же идёт дорога, по которой возят на джипах туристов к ущелью. Мы решили идти прямо по реке – так интереснее, хоть и медленно. Нам спешить некуда, воды в реке мало – водопады, скорее всего, будут сухими и на самый верх ущелья смысла тащиться нет. Идём и разглядываем реку, весело болтаем – отдыхаем, одним словом. Дорога иногда идёт прямо по руслу реки и нам приходится отходить в сторону, чтобы пропускать несущиеся машины с туристами. Водители нарочно едут быстро, поднимая фонтаны брызг – надо же народ развлекать. Народ доволен – вроде как экстрим.

В низовьях Тхаб выглядит как любой другой горный ручей – вода растекается между окатанных камней, прячется под коряги, вокруг растёт лес. Похоже, преобладает известняк – камни почти белые, что в солнечную погоду сильно затрудняет фотосъёмку. Жаркий сухой климат делает своё дело – нет мхов на камнях, только иногда на северной стороне стволов деревьев попадаются высохшие серые нарастания. На камнях греются многочисленные ящерицы, если подходить осторожно, можно понаблюдать за этими пугливыми зверьками – пригревшись, они не спешат прятаться под камни. Иногда ящерки, спасаясь бегством, прыгают в воду и уплывают, забавно извиваясь.

В заводях поглубже видны стайки мальков, но настолько мелких, что определить вид рыб невозможно. На отмелях греются головастики, причём находящиеся на разных стадиях развития: есть просто хвостатые, есть с задними лапками, со всеми четырьмя и почти уже лягушата. Иногда попадаются и жабьи детки – весьма забавные, малюсенькие настолько, что не верится, кто их родители (жабы сами по себе далеко не мелкие). Нечего и говорить, что все эти несчастные животные были неоднократно пойманы ловкими девчачьими ручонками и только мои недовольные взгляды позволяли им вновь обрести свободу.

Между тем мы не заметили, как прошли около пяти километров. Ручей сильно изменился – видимо, мы подходим к ущелью «Плесецкая щель». Русло ручья тут непохоже на то, что я видел раньше. Окружающие горы представляют собой слоистые отложения известняков – очевидно, бывшее морское дно. Эти пласты в результате тектонических сдвигов были вывернуты под самыми разными углами, что создало совершенно необычную картину. Склоны ущелья испещрены неровными краями размытых и выветренных слоёв этих самых отложений, в расщелинах растут травы и мхи, наверху деревья пробивают горы корнями. Дно ручья так же неровно, местами промоины в слоях неравномерные, что формирует невысокие водосливы. Там, где порода более устойчива к эрозии, образуются ступенчатые водопадики, как будто сделанные нарочно.  Иногда разломы идут параллельно течению реки, тогда вода течёт по естественным желобам. Жаль только, что очень мало воды. В некоторых местах вода вообще растекается по плоским камням тонким слоем, образуя подобие какого-то инопланетного пейзажа. Дополняет картину палящее солнце и волнующийся раскалённый воздух над камнями.

Наконец, река снова пересекается с дорогой и мы подходим к пасеке. Неподалёку, через мостик, расположено кафе. Под навесом довольно много людей – ждут транспорт назад.  Мы попили холодного кваску и пошли дальше. Сразу за кафе начинается тропа к водопадам. На самом деле троп несколько, одна ведёт наверх и мы идём по ней. Быстро набираем высоту, потом идём верхом. Внизу периодически слышны голоса людей и звук льющейся воды – видимо, часть водопадов мы обходим. Жаль, судя по звуку, вода в них есть. Но возвращаться не хочется и мы идём дальше – тем более, что по дороге нам навстречу попадается много людей, возвращающихся с водопадов. Многие с маленькими детьми, почти все одеты только в плавки и купальники, некоторые босиком. Спрашиваем – да, идём верно, осталось немного. Вода есть вроде бы, все купаются там. Собственно, купаться туда и ходят.

Вскоре выходим к реке – тут собралось много людей, все чего-то ждут. Ага, в скале родник. Хорошо, на обратном пути воды наберём. Я, конечно, и так могу пить, прямо из речки, но вода тёплая, а хочется освежиться.

Русло реки тут ещё более неровное, ущелье становится всё уже. Появляются довольно глубокие «ванны», в которых плавают рыбки побольше. Чем выше, тем крупнее рыбёшки. Но всё равно небольшие – до 10 см, вид я так и не определил. На дне одной из заводей Дианка разглядела даже бычков – вот уж не думал, что они и тут могут быть. Мы долго, почти целый час, сидели над той заводью и изучали фауну. Вода в реке чем выше, тем чище, поэтому наблюдать рыб было интересно – как в аквариуме. Рыбёшки не боятся – сами плывут к опущенной в воду руке.

Солнце постепенно уходит из ущелья, становится не так жарко, иногда проносится освежающий ветерок. Идти всё легче, несмотря на лёгкий голод. Водопады, действительно, пересохли. Но не все. Выходим из-за очередной скалы и видим небольшой водопад, под ним купальня и каскад ступенчатых сливов. Склоны ущелья круто нависают над рекой, ветви деревьев местами касаются поверхности воды. Очень красиво и романтично – только воды всё-таки маловато. Но купальня под водопадом достаточно глубокая – около двух метров. Вода тёплая и чистая, мы с удовольствием купаемся – жара порядком измотала. Плавали и ныряли где-то с полчаса, как обычно, дочку пришлось выгонять из воды насильно. Выше подниматься было уже некогда, да и не имело особого смысла – на водопады здесь нужно ходить весной, в паводок. А сейчас – время обещанного обеда, приготовленного на горелке. И конечно – костёр! А иначе поход будет ненастоящий – это нам надо всякие водопады-вершины, а у ребятишек свои понятия. Сижу на тёплом валуне, шипит под котелком горелка, в костре потрескивают дрова. Свежий ветерок приносит с верховий запах воды, свободы и счастья. Как же тут хорошо и тихо… Приготовленный обед съеден моментально без понуканий – вот бы дома так ела! Наслаждаемся чаем из «водопадной» воды. Наступает расслабуха, на самом деле от непривычки и плохой обуви сильно устали ноги и назад идти совсем не хочется. Вот чего я не люблю в походе – необходимость возвращаться.

Обратно мы добежали всего за час – уже немного темнело, снимать было невозможно, мы многое посмотрели по пути наверх, да и времени уже не было. Машину никто не трогал, как стояла, так и стоит себе в тенёчке. Джипперов давно нет – рабочий день окончился, туристы по ресторанам сидят, в горы на ночь глядя никто не пойдёт. Усаживаемся и выезжаем. Ночь наступает довольно быстро, Дианка спит, а я смотрю во все глаза на дорогу. Позади остаются километры, горы, водопады. Вроде бы ничего особенного мы сегодня не видели, а всё равно в душе ощущение праздника. Скоро приедем домой, снова нужно идти на работу. Но уже как-то не так тоскливо это понимаешь, на работу так на работу. Потом ещё куда-нибудь вместе сгоняем. Всё-таки жизнь есть, вот она, совсем рядом. И она прекрасна. Думаю, ещё какое-то время продержусь на плаву, не потону в «болоте быта»!