Оштен и озеро Девственное
В Лаго-Наки на три дня

По следам снежного человека

После поездки в Архыз у меня осталось несколько дней отпуска и совсем немного денег. Ну совсем немного. А хотелось отдыха. И Дианка тоже просилась куда-нибудь ещё сходить.

Долго размышлять не пришлось. Ближе всего к нам Лаго-Наки и Тхачи. На Тхачи за три дня идти как-то не хотелось, там этого будет мало. Пока дойдёшь до красивых мест уже пора назад бежать. К тому же я давно хотел познакомиться поближе с Лагонакским нагорьем, хоть оно и затоптано туристами. Потому мы с Ди решили пойти в Лаго-Наки. Ради такого случая пришлось даже залезть в её копилку: нагорье расположено на территории заповедника, а туда нужно покупать билеты. Скажу сразу: больше я этого делать никогда не буду. Но на первый раз билеты решил всё-таки купить.

Поскольку дней у нас было мало и мы в Лагонаках никогда не были, решено было прогуляться до озера 8 марта, известное так же под названием Девственное. Впрочем, "известное" - слишком громко сказано. Но об этом потом.

Билеты в заповедник мы купили в кассе музея природы (или как он там назывался - не помню), которая стоит у кольца в посёлке Гузерипль. Девушка в форме с какими-то невиданными погонами поверила мне на слово, что я иду с ребёнком и выписала нам пропуска, каллиграфическим почерком написав на обороте срок и маршрут нашего движения. Взрослый человек должен заплатить за пребывание в заповеднике 150 рублей в сутки, а ребёнок до 12 лет - 50. Но Ди только что исполнилось 13 и я переживал, не потребуют ли документ. Обошлось. Вернулись на окраину посёлка и поехали к Яворовой поляне. Дорога нормальная - асфальт, правда, местами есть нехилые промоины, но они вполне объезжаемы. По пути есть ещё Партизанская поляна, где есть домик и парковка под присмотром. Нашей Ласточке присмотр не особо нужен - кроме меня она никому не позволит на ней ездить, даже не заведётся. Да и не трогает никто машины на Яворовой поляне. По крайней мере, я о таких фактах не слышал.

Дианка дрыхала всю дорогу, не вынимая из ушей наушники - хоть я её за это ругаю. "Я не сплю, я музыку слушаю!" - а сама сопит как сурок. Когда приехали на поляну, я её не мог разбудить. Еле раскрыв глазёнки, вяло поплелась за мной к навесу, под которым дымился самовар. Захотелось мне чайку попить перед походом. Есть там на поляне несколько навесов с сувенирами и местным фастфудом. Горный чай, мёд, блины и всё такое. И ещё кони для прогулок. Кстати, очень красивые такие коняги, прям как в кино.

Пока пили чай, я спросил у хозяина о тропе к Инструкторской щели. Он поинтересовался, куда мы направляемся и я сказал, что к озеру 8 марта. Дедок сразу завёлся. Он считает 8-е марта еврейским праздником и люто ненавидит евреев. Когда я спросил, за что он евреев не любит, он ответил: "Как за что? Сам знаешь, за что!" Я промолчал, так как на самом деле не знал, за что. Честно говоря, я не могу отличить еврея от нееврея и вообще никак не возьму в толк, чего они людям покоя не дают. Принято считать, что они жадные или типа того. Но дед, который не любит евреев, продаёт чай по 30 рублей за стакан. Поскольку он не любит евреев, можно смело предполагать, что он точно не еврей. А всё равно жадный... Я чего-то не понимаю в этой жизни.

Дед не унимался ещё долго, даже когда мы ушли к машине переодеваться, он продолжал разоряться и про евреев, и про развал СССР и вообще "все сволочи". Это было утомительно: каждый день на работе выслушиваю подобные речи.

На поляне стояло много машин, пока мы собирались продолжали прибывать группы на автобусах. Кто просто так вокруг гулял, кто с рюкзаками уходил по тропе. Народу в Лаго-Наки хватает.

Поднялись мы через Инструкторскую щель довольно быстро. Если бы не плутанули, то ещё быстрее бы вышли на плато. Нужно было свернуть направо после реки Армянки и Армянского приюта, но река оказалась ручейком, а приют - кострищем на бугорке. Поэтому я не понял, что это именно они и мы прошли пару километров по тропе на перевал Гузерипль, пока не встретили знающих людей. Бывалый инструктор, кажется, Айзек, подсказал нам, что мы прёмся не туда. Спасибо ему, а то ушли бы к Фишту.

По дороге познакомились с ребятами из Новороссийска, которые шли к озеру Псенодах. Весёлые мужики, пенсионеры - хоть и молоды. Военные - кто лётчик, кто ещё там где-то служил. Выпил с ними пять капель, за пенсию Алексея - только что вышел, вот они и решили отметить.

Сразу при выходе из Инструкторской щели стоит приют Нежный. Там несколько полян под палатки, какой-то ларёк. На ближайшей полянке ставили лагерь туристы - дедок, женщина средних лет и девочка-подросток. Я стал расспрашивать их об озере 8 марта. Дамы сослались на деда, вроде как он тут всё знает. Дед ничерта не знал про озеро и вообще, как мне показалось, был полностью дезориентирован. Гору Абадзеш он посчитал за Блям, откуда пришёл толком пояснить не мог. Позже подъехали пара парней на шишиге, один из них оказался знающим, подсказал, что в какой стороне. Но ни про 8-е марта, ни про Девственное озеро он тоже не слышал. Вообще, в тот день никто так и не смог понять, куда же мы идём - все знали только про Псенодах и пару лужиц на пути с Бляма на Оштен. Так что мы пошли, ориентируясь по карте. Странно, что никто не знал про озеро - на картах оно обозначено, да и с подъёма на Оштен его видно.

Через пару часов мы всё-таки нашли озеро там, где и предполагали. Только зашли на него немного неправильно - загребли на склон Бляма. Нужно было пройти чуть дальше по тропе на Псенодах, а потом резко свернуть к Оштену. Так длиннее, но почти без набора высоты.

Мы обошли немного по склону Бляма и спустились к озеру вдоль ручья, который стекал в ложбине между скалами Бляма и Оштена. У ручья пасся табун лошадей. У некоторых был смешной окрас, как у коров. Этакие индейские мустанги! Эти самые лошадки, да ещё заполненные мусором контейнеры заставили меня задуматься о необходимости покупки билетов. Если в заповеднике пасут скот, мусор вывозят нерегулярно, то о каком таком заповедном режиме вообще можно говорить? Я свой мусор с собой ношу, так что платить за его вывоз не считаю нужным. Теперь сорок раз подумаю, прежде чем куплю билет.

Когда мы спустились и поставили лагерь, погода изменилась и пошёл дождь.

Озеро небольшое и мелкое, но вода в нём чистая и прозрачная. Из-за тёмного цвета донных отложений издалека вода кажется мутной, но это не так. Благодаря небольшой глубине озеро хорошо прогревается и вода достаточно тёплая. Правда, купаться в мелком озере неудобно, и со дна муть поднимается легко. Но для Лагонакского нагорья и такое озеро - совсем неплохо. Псенодах пересох, остальные лужи вокруг в самом деле грязные. Так что озеро Девственное самое красивое в этих местах.

Вокруг стоянки и на берегах озера мы нашли дикий лук. Очень вкусный и ароматный. Мы накрошили его в суп и ели просто так. Так же он оказался кстати на закуску - пришлось принести в жертву хорошей погоде двадцать граммов спирта из аптечки. После жертвоприношения тучи немного развеялись и дождь ненадолго прекратился.

Чуть поодаль от озера есть ещё одно, маленькое и грязное озерцо. Скорее, водопойная яма. Вода там мутная, корчневого цвета. Да и растительность вокруг под стать - всё колючки и лопухи.

Весь день мы были на озере одни. Стояла тишина, только шелест дождя иногда нарушал её. Ночью было довольно холодно, утром всё было покрыто инеем и по берегу озера подмёрзли маленькие лужи. Но небо с утра было почти безоблачным, только на юго-западе клубилась плотная облачность, постепенно приближаясь к нам. Я сбегал на Оштен, но облака всё-таки оказались быстрее и с вершины я почти ничего не увидел. Отснял немного фотографий и небольшой материал для будущего таймлапса, который давно задумал. А в-целом с видимостью не повезло. Лишь на подъёме сердце моё пело: небо было почти идеальным для фотографий.

На вершине постоянно трётся много народу. Я пришёл рано и сначала был один, но уже минут через десять подошли ещё туристы и мне пришлось уйти подальше, чтобы спокойно поснимать облака.

На камнях растут интересные растения, которые не встречаются в долинах. Мне повезло: почти все высокогорные травы цвели. Цветочки очень маленькие, но пройти мимо невозможно - очень красивые.

Ещё меня приятно порадовал Блям. Вроде бы горка небольшая, калачик этакий. Но с него открывается неплохой вид на восток. В безоблачный день, часов до 9 - 10, можно было бы сделать отличные фотографии трёхтысячников. Интересно смотрится отсюда Тхачский парк. Через синюю дымку проглядывают очертания обоих Тхачей, горы Асбестной и Ачешбоков. А на подъёме я нашёл окаменевший след снежного человека :)

Дианка со мной на Оштен не ходила. У неё немного кружилась голова - видимо, сказывался слишком быстрый набор высоты вчера. Заехали-то мы на машине на 1600, потом ещё несколько сотен набрали пешком. Но она сильно не расстроилась, тем более, когда узнала, что наверху всё оказалось в облаках.

Пока я бегал на вершину, Дианка облазила окрестности озера, нафоткала цветов, залезла на осыпной склон Оштена (за что получила нагоняй от меня), наварила каши на обед и даже умудрилась загнать в угол мышку. Полёвки очень шустрые, но они ещё не встречались с Дианкой - а она даже ящериц легко ловит руками, чего там какая-то мышка :)

Фотографии её всё лучше становятся. Конечно, то, что Вы видите - результат обработки в редакторе, но я ведь и свои "сырьём" не показываю.

Спускаясь с Оштена, я увидел в распадке группу туристов. Они ломились наверх без тропы, явно не зная, куда идут. Удалось докричаться и предупредить, что со снежника, под который они скоро подойдут, здорово сыпет - камни оттаивают и летят вниз. Они спросили, далеко ли ещё до озера Псенодах. Я даже онемел поначалу. Проорал, что это вообще в другую сторону и что они лезут на Оштен. Они помедлили и спросили куда идти на Инструкторскую щель. Я показал, а потом понял, что за странные гуливаны. Это те самые туристы, ведомые дедом-Сусаниным, которых мы видели на приюте Нежном. Позже Ди мне рассказала, что они приходили к озеру, спрашивали её - не Псенодах ли? Она им пояснила, что могла. У женщины карта есть, она деду толковала вроде бы правильно, но он всех послал и сказал: "идём туда". И они полезли по распадку на гребень Оштена. Куда они в итоге делись, я не знаю. Жаль девочку, которая с ними шла - замучается лазить за дедушкой :)

К обеду у нас появился сосед - Пётр из Краснодара пришёл отдохнуть на пару дней к озеру. Погода снова испортилась, часто шёл дождь, но мы всё равно гуляли по округе и фотографировались. Дианка собирала цветы, делала всякие венки-букетики и прочие девчачьи штучки. Было хорошо и спокойно, несмотря на не очень хорошую погоду, из-за которой приходилось изрядно постараться, чтобы фотографии получились. На одной фотке видно, как трудно было :))

Уже поздней ночью со стороны Бляма спустились ещё несколько туристов с фонарями. Я подсказал им, где можно нормально расположиться - берега озера наклонные, несколько палаток рядом поставить можно не везде, а в темноте найти стоянку трудно.

Ребята начали ставить лагерь, а мы с Ди легли спать. Но уснуть никак не получалось: то заговорим о чём-нибудь, то на Ди нападёт смех, то мне приспичит покурить. Да ещё с другого берега начал разноситься нехилый храп: новоприбывшие тоже укладывались.

В один из перекуров я посмотрел на небо - облака полностью рассеялись и стало видно звёзды. Миллиарды светил смотрели на нас из глубин космоса, легкомысленно подмигивая. А от вершины Оштена через всё небо протянулся Млечный Путь, ярко сверкая туманностями и скоплениями звёзд. Само собой, я снова не удержался и попытался его сфотографировать. Весьма кстати один из ребят на той стороне не спал - я попросил его посветить на меня, чтобы сфокусироваться на бесконечность (на китовом объективе нет шкалы). Но, как бы я не старался, ничего путнего не получилось. Темноват мой объектив всё-таки.

Утром небо снова немного затянуло, но я всё равно пробежался до горы Абадзеш - хотел с неё снять Оштен. Высоко подняться не успел: пошёл дождь. Только одну сцену для таймлапса и пару кадров успел сделать. А позже, когда вернулся в лагерь, снова прояснило. Много раз читал, что в Лаго-Наки погода каждые два часа меняется, теперь и сам убедился. Пока завтракали, небо опять стало серым, начал накрапывать дождь. Спасибо хоть за то, что успели собраться. По дороге здорово поливало, даже гроза была. Но мы, упакованные в дождевые костюмы, не промокли. А потом, уже на спуске по Инструкторской щели, снова вышло солнце и настала жара. Народ поднимался нам навстречу в майках и шортах, а мы идём в дождевиках и всех пугаем :)) Одна девушка на руках несла собачку - карликового пинчера. Бедное животное тряслось, то ли от страха, то ли от холода. Вообще-то, в заповедник нельзя с животными ходить.

Вот и закончился отпуск. Коротокий был, но будет что вспомнить. И будет куда вернуться: несмотря на толпы туристов, Лагонакское нагорье стоит того, чтобы время от времени туда ходить. До свидания, Оштен!