Плеседские водопады в апреле

Несмотря на невнятную грань между временами года в Краснодарском крае, наступление апреля обычно несёт в себе больше признаков весны, чем другие месяцы. Цветут разные плодовые деревья, начинаются работы по благоустройству улиц и дворов, стригутся газоны. Повсюду витает аромат молодой зелени, цветущих растений и какой-то новизны. Всё это доводит мою хандру до того предела, когда невозможно её не замечать.

Нудная и промозглая зима вместе с тяжёлой работой приводят в уныние, которое нарастает с каждым днём, заставляя зачитывать до дыр чьи-нибудь дневники на ЖЖ или походные отчёты счатсливчиков, позволяющих себе ходить куда угодно в любое время. С наступлением апреля нарастает желание всё бросить и уйти куда глаза глядят.

В одну из апрельских пятниц эта самая хандра, а так же окончательное одурение от специальной литературы, штудируемой в последние несколько недель ради продления собственных мучений в виде сертификата специалиста, привели к совершенно спонтанному решению уйти в горы.

Старшая дочь Диана, так же замученная повседневными обязательствами, незамедлительно выразила своё желание присоединиться к моему "бросить всё и уйти". Мы бы ушли все вообще, но Андрюшка только что поправился после болезни и ему никуда идти было нельзя. Поэтому они с Оксаной остались дома.

Ранним субботним утром мы уже подъезжали к Михайловскому Перевалу. На этот раз я решил обязательно остановиться у Наташкиного родника, мимо которого мы всё время проезжали, направляясь к Плеседским водопадам.

Родник находится в 600 метрах перед въездом в посёлок, если двигаться со стороны Геленджика. Кроме собственно родника, оформленного в виде скульптуры, на террасе устроены искусственные водопады, посещение которых стоит 50 рублей. Сумма невеликая, но платить за осмотр искусственных водопадов, направляясь к настоящим - по меньшей мере нелогично. Я всё же хотел было сходить посмотреть, но Дианка не поддержала моего желания, да и закрыто было всё на замок.

На самом деле ранее это была группа родников, которую впоследствии преобразовали в угоду туристической индустрии. Построили террасы, сделали пруды и украсили их скульптурами. Рядом даже построена часовня. Присутствие последней лично мне наиболее непонятно. Почему-то религиозные организации всё время пытаются присвоить себе все доступные источники воды. Подобное я наблюдал во многих местах. Вот пробъётся родничок лет этак миллион назад, потом через несколько сотен тысяч лет рядом с ним натопчут тропу, а как только среди топтавших тропу появятся адепты какого-нибудь культа, источник объявляется "святым", а вода в нём "целебной" и "очищающей". Состав и чистота воды обычно не учитываются, а если вода обладает на самом деле какими-то выдающимися свойствами, то данное обстоятельство выдают за заслуги каких-нибудь потустронних личностей.

Не знаю насчёт целебности и святости, но на вкус вода в Наташкином роднике не очень, да ещё и тёплая. Вероятно, это следствие "облагораживания" - трубы ржавые и на солнце нагреваются.

Сразу при въезде в посёлок на этот раз машину пристроить не вышло - хозяйка домика умерла, он продаётся. Сразу за мостиком есть домик, где мы и оставили Ласточку на два дня, заплатив хозяевам 200 рублей. От этого дома идёт дорога на кладбище, переходящая в тропу. Проходя мимо могил я размышлял: как же они тут копают? Наверняка похороны в горной местности - нелёгкое занятие.

Вместе с кладбищем заканчивается и посёлок, тропа некоторое время петляет по склону и, наконец, спускается к ручью. Как раз неподалёку от одного из наших любимых порогов.

Воды в ручье довольно много, что обещает красивые водопады. На этот раз мы пришли в самое удачное время: и вода в ручье есть, и листва на деревьях уже появилась. Значит, будут неплохие фотографии.

Поднимались мы дальше прямо по руслу ручья. Есть несколько обходных троп, но мы точно не знали, какие водопады они обходят - а хотелось увидеть побольше. Хотя, по большому счёту, до места слияния основных истоков водопадов как таковых нет. Но есть несколько примечательных мест, которые мне нравятся. Например, широкий порог с большой акваторией, около которого мы всегда останавливаемся, источник, вытекающий прямо из скал, небольшой водопадик с очень глубокой для такого ручья ванной - летом тут очень приятно искупаться. Желание искупаться не раз возникало у меня и теперь, несмотря на холодную воду - настолько она была чистая и прозрачная. Летом вода мутноватая из-за цветения, а в низовьях мути добавляют машины с туристами. Сейчас вода по чистоте может сравниться с высокогорными ручьями.

Несмотря на постоянную фотосъёмку, мы довольно быстро дошли до слияния основных истоков, один из которых обрывается в ручей довольно высоким водопадом. Тут мы немного задержались, чтобы решить, где остановиться. На склоне между истоками есть большие поляны со множеством неплохих стоянок, но кроме них есть ещё немало удобных мест на других бортах ущелья. Решаем остановиться на месте прошлогодней стоянки, так как с неё удобно ходить на водопады обоих истоков.

Наверху вся поляна была усыпана жёлудями. Многие из них находились на разной стадии прорастания: в некоторых только-только появились росточки, а некоторые уже являлись полноценными деревцами с корнями и листьями. Раньше мне никогда не приходилось видеть, как же вырастают дубы из жёлудей.

Кроме этого, мы впервые увидели, как цветут дикие пионы. Большинство цветов уже увядали, но попадались и ещё вполне цветущие растения. Несмотря на давно уже появившееся чувство голода, мы с Дианкой долго лазили вокруг поляны, разглядывая и фотографируя всё интересное.

Мусора на поляне почти не было, только бутылки по кустам валяются, да в кострище полно консервных банок. Сезон ещё только начинается...

Под разноголосое пение птиц и лёгкий шелест молодой листвы мы наслаждаемся пищей богов - пакетным супом с тушёнкой. Надо заметить, что белорусская тушёнка хороша, почти без жира, мяса очень много. Но и стоит она немало - 120 рублей.

Чай из "водопадной" воды окончательно расслабляет нас и мы долго сидим, прислушиваясь к звукам леса. Солнце постепенно заходит за край ущелья и свет становится рассеянным - самое время идти снимать водопады. Дианка решает остаться на поляне, цветы и растения её интересуют больше, чем фотосъёмки. А я налегке отправляюсь наслаждаться сказочными видами Плеседских водопадов.

На этот раз я решил не тратить времени на оба ручья, чтобы подняться как можно выше и посмотреть на Двух Братьев - место, где сливаются два небольших истока Тхаба, обрываясь водопадами совсем рядом друг с другом. От стоянки до них не больше полутора километров, но красота водопадов по пути задерживает надолго. В этих местах невозможно просто идти, особенно с камерой. Каждый водопад хочется снять с разных ракурсов и с разной экспозицией, можно настолько увлечься, что совершенно забываешь о времени. Когда я подходил к своей цели, уже начинало темнеть. Но я отчётливо угадывал впереди характерный профиль склонов, говорящий о том, что слияние рядом. Поднявшись на очередной водопад, я увидел Двух Братьев. Место оказалось сказочным: широкий разлив ручья по каменным плитам создавал впечатление, что земля под ногами движется. Разнотональный шум воды от каждого из братьев при повороте головы создавал интересный акустический эффект, немного дезориентируя. Какой-то природный гипноз...

Но времени было мало, поэтому я пробыл там недолго. И дело было даже не в свете - можно было поснимать ещё минут двадцать, а просветы над ручьями могли позволить и ночные кадры. Но я поторопился назад, к Дианке. Мало ли что.

Но я торопился напрасно. Дианка не скучала, занималась делом. В лагере царил порядок: горел жаркий костёр, были заготовлены дрова на всю ночь, в котелках запасена вода и собран мусор вокруг стола. Мне оставалось только поставить палатку и заварить чай. Как же они быстро растут...

Ночью было светло: растущая луна при ясном небе мешала смотреть на звёзды. Зато вокруг всё выглядело загадочно и таинственно: лучи лунного света слабо пробивались сквозь кроны деревьев и создавали игру бледных бликов на земле. Обычно наглые еноты никак не решались показаться поблизости, только шумели в зарослях и нетерпеливо пыхтели. Им хотелось пошариться у нас на столе и в пакете с едой, но лунный свет, видимо, смущал. Дианка очень ждала, когда же еноты прибегут поближе, но они так и не показались. Даже когда мы ушли в палатку, было слышно, что животные ходят на расстоянии и не приближаются к поляне. Но они всё равно нас ограбили: утром я обнаружил разбросанные половинки мыльницы, которую мы оставили внизу, на берегу ручья. Мыло я нашёл гораздо позже, когда ходил на водопады второго истока. Оно было покусано маленькими зубами и валялось в кустах.

Рано утром, пока не поднялось солнце, я поспешил на второй исток поснимать ещё немного. Воды в нём меньше, но есть очень красивые водопады, один из которых довольно высокий и имеет название - "Фата". Несмотря на небольшой объём воды, за счёт высоты и приятного русла водопад очень красив. Я хотел подойти к нему поближе и сфотографироваться для масштаба, но весь вымок: сверху дул ветер и вся водяная пыль летела мне в лицо. Но я вытерпел, пока сработает затвор и поспешил назад: всё-таки вода ещё довольно холодная.

Назад мы вернулись по обходным тропам. Получилось намного быстрее, чем по ручью, несмотря на перепады высоты в некоторых местах. Тропы хорошо набиты и идти легко. Только в паре мест есть крутые спуски и подъёмы. Было даже как-то жаль, что мы быстро дошли до посёлка, хотелось ещё побыть в лесу. Но ничего не поделаешь, нужно возвращаться в город. Потом ещё погуляем!