Архыз: Софийский хребет.
Несколько дней в горах всей семьёй.

Целый год мы дожидались возможности поехать в Архыз. Очень хотелось снова увидеть заснеженные вершины, вековые пихтовые леса и, конечно же, встретиться с ребятами из МЧС. Заранее связавшись с Анатолием, выезжаем вечером из Славянска-на-Кубани с тем, чтобы по дороге заехать в Краснодар и под утро быть в Архызе.

На этот раз мы отправились всей семьёй, только кошку оставили у знакомой медсестры. Учитывая возраст самого младшего - Андрюшки, каких-то серьёзных маршрутов мы не планировали. Ехали просто отдыхать и погулять по красивым местам. Для таких задач лучше всего подходит долина реки Софии и собственно Софийский хребет, на котором расположены великолепные озёра.

Докупив всё необходимое в Краснодаре, спокойно, по холодку, за ночь доехали до базы МЧС, расположенной в нескольких километрах от Архыза. По дороге приходилось часто останавливаться на границах карантинных зон - в КЧР эпидемия ящура. Дезинфекцию проводят где как, в-основном как попало, так что ящур имеет неплохие перспективы для распространения.

Архыз встретил нас пасмурным небом, туманами и дождём.

Пока мы отсыпались после долгой дороги в комфортабельном номере, Дианка с удовольствием проводила время с Анатолием, лазила вокруг базы и фотографировала всё подряд. Она выспалась по дороге и соскучилась по ребятам, поэтому заставить её хоть немного отдохнуть было невозможно.

После обеда дождь прекратился и мы выдвинулись в долину Софии. Туда ведёт просёлочная дорога, по которой лучше ехать на внедорожнике. Можно при желании проехать на чём угодно и многие так и делают. Но Анатолий меня отговорил от затеи переться в долину на десятке. Поэтому мы спокойно доехали на УАЗе.

Остановиться решили на поляне, так называемой "Ледниковой ферме". Фермы там нет, но полян сколько угодно. Несмотря на непогоду, на полянах стояло много палаток. Несколько кафешек с трудом поспевали отоваривать туристов айраном и хычинами. Кроме "постояльцев", на поляны периодически прибывали группы однодневных экскурсантов из посёлка.

В долине очень красиво. С одной стороны громоздятся скалы Софийского хребта, с другой вверх полого уходят травянистые склоны Чегет - Чата. Мы остановились неподалёку от маленького озерца, рядом с которым был родник с вкуснейшей водой. Воду можно брать и прямо из реки, но, учитывая скопление туристов, проезжающие через реку машины и пасущийся скот, лучше всё-таки пить из родника.

Погода была неустойчивой. Первые три дня часто шёл дождь, приходилось отсиживаться в палатке. Но когда выходило солнце мы с удовольствием гуляли по окрестностям, фотографировали и просто отдыхали. Короче говоря, матрасничали.

На второй день после приезда в долину мы прогулялись до Софийских водопадов. Идти недалеко и много высоты набирать не нужно - очень подходит для активной акклиматизации детям, особенно маленькому Андрюшке. По дороге к водопадам есть небольшой ручей, впадающий в Софию невысоким, но очень красивым водопадиком. Забегая вперёд скажу, что он мне понравился гораздо больше, чем собственно Софийские водопады.

Шли не торопясь, так как по пути было много интересного. Вид назад, на долину, роса на растениях, последние нерастаявшие снежники, ручейки и цветы - всё красиво и достойно не меньшего внимания, чем сами Софийские водопады. Тем более, что ко времени нашего прихода солнце светило уже от водопадов и смотреть на них было неудобно, не говоря уже о фотографировании. И вообще, кроме высоты в них больше ничего особенно не впечатляло. Плюс ко всему под водопадами собралась нехилая толпа, так что пришлось выжидать, когда народ немного рассосётся, чтобы сделать пару кадров. Больше в таком свете снимать не хотелось. Надо приходить или рано утром, или поздно вечером, вот тогда будет чего поснимать. А ещё лучше с хорошим телеобъективом зайти на противоположный борт долины, на склон Чегет-Чата, так как снизу водопады смотрятся намного хуже.

Днём позже мы поднялись на перевал Софийское седло. Перевал невысокий, 2600 метров, подъём к нему не опасен. Мы шли по наиболее простому пути, вдоль реки. Только последние метров 200 высоты было непросто, так как Андрюшка начал побаиваться и мне пришлось вести его за руку. Дианка уже освоилась в горах и бежала впереди всех, распевая песенки. Ей даже приходилось дожидаться нас на самых крутых подъёмах. Погода в тот день была дождливой, так что особых видов мы не застали. Но всё равно было на что посмотреть.

Выйдя на седловину перевала мы вообще поначалу ничего не увидели. С другой стороны поднялись пограничники и тоже расположились на отдых. Они угостили ребятишек "пограничными" сникерсами и постреляли из ракетницы. Андрюшке больше всего понравились их автоматы и снайперская винтовка. Чуть позже Дианка нашла среди камней стреляную гильзу, поэтому для Андрюшки поход уже удался.

Со слов пограничников, туман стоял с утра и сегодня мы вряд ли что увидим. Но через минут двадцать облака немного рассеялись и мы увидели панораму долины Кизгыча. Дальние горы были по-прежнему скрыты, но всё равно вид был достаточно красивым.

Все, кроме Андрюшки обрадовались хоть такой видимости и рассредоточились на скалах, любуясь горами. Андрюшка же, увидев под собой бездну, сел подальше от края и стал бояться. С большим трудом удавалось заставить его встать - он думал, что сразу улетит в ущелье. Понадобилось около получаса, чтобы он привык и освоился.

По пути назад снова шёл дождь, поэтому всю дорогу пришлось топать в дождевых костюмах и без фотографий. Интересно, как быстро наводнились истоки Софии - если на подъёме мы легко перешли ручьи по камням, то по пути назад в тех же местах это стало невозможно и пришлось искать другие броды.

На середине пути встретили туриста-солиста Гену. Он в Архызе впервые и не знал, куда лучше пройти, поэтому ломился к седлу с полным грузом. Поговорили о разном, пока отдыхали. Несмотря на мой совет, Гена пошёл дальше, наверх. Мы вернулись на стоянку.

Позже я сбегал на перевал Иркиз, чтобы посмотреть, сможет ли туда подняться Андрюшка. Из-за дождей тропа была размокшая, особую сложность представлял собой последний отрезок перед самым перевалом. Большой уклон и осыпь дали понять, что лучше с малышом не ходить. Поднять его ещё можно будет, а вот спуск будет опасным. Да и не получит он от такого похода никакого удовольствия - только страху натерпится.

На обратном пути с перевала я зашёл в гости к альпинистам, которые стояли лагерем на верхней стоянке. Ребята решили бросить курить и нарочно не взяли с обой в поход сигареты. Уже третий день уши у них пухли всё больше и терпение было на исходе. Я оставил им всё своё курево, чтобы они не начали курить друг друга :) А ещё я встретил Геннадия, того самого, с которым встретились на тропе к Софийскому седлу. Он решил идти через Иркиз на озёра и далее через Караджаш на перевал Орлёнок. Я рассказал ему всё, что читал об Орлёнке и пожелал удачи - перевал не простой, насколько я знал.

Вечером к нам заехали спасатели. На хребте пропала часть питерской группы и ребята были на спасработах. Когда стемнело, на обратном пути они и заехали нас проведать. Договорились с ними, что если завтра пропавших найдут, то ребята по пути назад заберут на базу моих, чтобы я мог пройтись по хребту дня три. Но спасработы на следующий день затянулись и ребята не смогли приехать. Уже в обед, когда над хребтом появился вертолёт, я понял, что моим планам не суждено осуществиться. (Позже выяснились обстоятельства происшествия. Группа из Питера шла через Иркиз к озёрам. Мужики на середине подъёма взяли всё тяжёлое и поспешили на перевал, чтобы поставить лагерь, а пять женщин и девочка 9 лет пошли следом. С ними была инструктор, но несмотря на это они ушли вместо Иркиза к Спартаковским ночёвкам - совсем в другую сторону. Благо у них была палатка и немного продуктов, да ещё подошла группа туристов. Так что дамы переночевали нормально и на утро двинули к Иркизу. Их мужчины, само собой, уже ранним утром бегом бросились к спасам. Пока дамы шли к перевалу их уже "с фонарями" искали по всему хребту. Спасы быстро отыскали пропавших, но не могли никак сообщить военным, так как частоты оказались разными! Поэтому подняли вертушку и поиски продолжались ещё несколько часов, пока туристки не спустились с хребта. Там их поджидали работники СМИ. Журналисты были весьма разочарованы прозаичностью действительности.)

Палатка у нас была одна на всех, поэтому вместо похода по хребту пришлось ограничиться однодневной прогулкой по озёрам. Очень жаль, так как там есть на что посмотреть - недаром эти места так популярны. Андрюшка не захотел отпускать со мной Дианку, а уйти вдвоём с женой и оставить детей в долине мы не решились. Поэтому я пошёл один.

Подъём к перевалу проходит по долине реки Ак-Айры. Очень красивое место. В начале, ещё в лесу, взгляд притягивает сама река. Бурный поток изумительно чистой воды несётся по камням среди пихт и можжевельника. Выше долина выполаживается перед скальными полками, с которых ниспадают великолепные водопады. Глубоко проточенные русла в скалах и растительность делают водопады намного более красивыми, чем большие Софийские. По крайней мере, мне они понравилсь больше.

Чем выше я поднимался, тем хуже становилась погода. Гора София стыдливо пряталсь в облаках, а я очень надеялся увидеть её с перевала. Несмотря на довольно быстрый подъём, к моменту выхода на Иркиз София была почти полностью скрыта туманом.

Но я не отчаивался. Ещё в первый раз, поднявшись на перевал, я был очарован красотой Софийских озёр. Поэтому если не суждено увидеть саму Софию, то уж её озёра я посмотрю - облака стояли достаточно высоко. Так и вышло. Только я вышел на седловину, подо мной раскинулась великолепная панорама знаменитых голубых озёр Софийского хребта.

Густые облака, хоть и закрывали небо и сонечный свет, не были лишними - они так красиво отражались в бирюзовой воде. С перевала видны три озера и в каждом вода меняла цвет вслед за изменением освещения. Безжизненные на первый взгляд каменистые берега на самом деле были усыпаны цветами, как клумбы. Да и сами камни достаточно живописны, без них озёра лишились бы своего очарования. Я долго стоял на перевале и не мог решиться спуститься вниз, к озёрам - очень хотел всё-таки увидеть Софию. Наконец, она сжалилась и "открыла личико". Очень красивая гора, непонятно, чего она сеснялась?

Отсняв материал для таймлапса и ещё немного фотографий, я спустился к озёрам. Вода в них очень чистая и прозрачная - так и тянет искупаться, несмотря на довольно прохладную погоду. Но времени было в обрез, хотелось посмотреть как можно больше. Я и так отказался от предполагаемого ранее подъёма на перевал Караджаш и вершину Минги-Кёль-Баши, откуда ожидал отменных видов. Но всё это пришлось оставить на другой раз, так как облака закрывали все ожидаемые виды, да и времени не хватало. Съёмка таймлапсов - дело долгое и нудное, но потом можно сделать красивый фильм, если постараться.

Периодически шёл дождь и мне приходилось выжидать, чтобы не мочить камеру. Иногда дождь начинался во время съёмок и приходилось накрывать камеру курткой, но она всё-таки немного намокла. К счастью, не сломалась.

Мне повезло - на озёрах во время моего пребывания не было людей. Только позже, когда я уходил через Иркиз, на нижнем озере разбили лагерь какие-то туристы, да ещё группа прошла вниз к озеру Нижняя Запятая.

Пользуясь моментом я обошёл все три озера, поснимал с разных точек фотографии и материал на таймлапс. На большом озере меня надолго зацепила последняя льдинка. Голубизна воды так здорово подчёркивалась белизной льда, что я никак не мог отроваться, всё снимал и снимал. Из-за крутого берега было неудобно и я никак не мог найти нужный ракурс. Льдинка даже заметно подтаяла во время съёмок под вышедшим из-за облаков солнышком. Но всё же несколько кадров, как мне кажется, удались.

После Верхней Запятой (встречал ещё название "Рыбий глаз") я повернул назад, к Иркизу.

Снимая озёра со скалы над Верхней Запятой, я увидел над собой семейство туров. Они шли к озёрам и задержались, чтобы поглазеть на меня. Я очень надеялся застать их на озёрах и не напрасно.

Когда я подошёл к верхнему озеру, туры паслись на перешейке. Телеобъектива у меня нет, и свет был неудачным, поэтому я попробовал подкрасться к животным с более подходящей стороны и поближе. Они заметили меня не сразу, но всё-таки достаточно близко подойти не удалось - туры убежали. Однако любопытные козочки вернулись и я сделал несколько кадров метров с десяти. Козёл оказался трусом и близко не подходил. Вообще, он всегда выжидал, когда мимо меня пройдёт всё семейство и, убедившись, что я никого не съел, нервно пробегал следом. Вот уж в самом деле - козёл :)

Туры пошли пастись над нижним озером, а я двинулся к перевалу. Одна молодая козочка побежала за мной, как собака. Я её не сразу заметил, только когда прошёл снежник, оглянулся - вот она, стоит и смотрит. Я иду - она идёт. Я остановлюсь - она тоже стоит. Стоит и смотрит. На самом перевале она забралась чуть выше и опять смотрит. Потом ей надоело и она принялась пастись тут же, метрах в пяти от меня. Я пофоткал её и даже снял видео телефоном. Посмотрел ещё немного на озёра, Софию - облаков над ней стало меньше - и пошёл вниз. Всё равно нужно возвращаться, как бы хорошо тут ни было. Снова завернул на стоянку к альпинистам - специально нёс для них две пачки сигарет. В лагере был только один парень, накануне он сильно натёр ноги. Остальные были на восхождении. Когда парень показал мне, куда они пошли, а потом сказал, что ребята должны были давно вернуться, я заволновался: как бы не пришлось организовывать ещё спасработы. Но парни были серьёзными альпинистами и всё обошлось, по пути вниз я видел издали, как они возвращались. Надеюсь, курево им пригодилось, а бросают пусть потом, внизу и спокойствии.

Моё семейство совсем не скучало, пока я шарился по озёрам. Ещё накануне мы познакомились с очень интересными и приятными ребятами, семьёй из Подмосковья - Антоном и Олесей. Они очень современные и творческие люди с широкими взглядами и хорошо образованы. Нам было с ними интересно и легко. Антон классно играет на гитаре и поёт, а Олеся - приятный собеседник, поэтому вечера у костра были незабываемы. Несколько ночей подряд мы засиживались за беседами и песнями под душистый горный чай из местных трав. Это стало одним из наиболее ярких и запоминающихся событий нашего отпуска.

Но всё когда-то заканчивается. Пришло время и нам уходить из долины. Тепло попрощавшись с Олесей и Антоном, мы собрали лагерь и двинули. Как это обычно бывает, на обратном пути погода была прекрасной, как бы показывая: зря вы уходите! Поэтому мы шли не спеша, часто останавливались, чтобы ещё и ещё раз посмотреть на прекрасные виды Софии.

Потом была земляника и малина, прогулки вокруг базы МЧС, приятное общение с друзьями, жареная форель (которая лично меня не впечатлила, а вот размер улова Анатолия - весьма потряс, это всего за два часа!) и новые знакомства с гостями. Прилетали мужики на вертолётах (собственных!) кажется, из Саратова, приходили туристы отмечаться на маршруты. Много разных людей бывает на базе. Были ещё студенты из какого-то (забыл название) православного университета. Название факультета меня удивило - что-то вроде паломнического туризма или типа того. Сами студенты ничем особенным не запомнились, но их преподаватель - выдающийся человек. Сначала я принял его за Дмитрия Крылова ("Непутёвые заметки"), настолько они похожи. Алексей - так представился проффессор - очень умный и интеллигентный человек. Вера его сознательна, а не как это часто бывает, "чтобы как все". При этом он её никому не навязывает. Умеет слушать и уважает чужое мнение. Настоящий педагог, одним словом. Вечером в каминном зале мы долго беседовали об истории, религии и прочих "высших материях". Было интересно и тепло, как дома. На следующий день пора было ехать домой, но мы никак не могли собраться и оттягивали момент прощания, как могли. Но, как ни крути, нужно было уезжать.

По дороге домой мы ещё заехали посмотреть на древние храмы. Они частично восстановлены, поэтому не произвели на меня особого впечатления. Но я всё же не удержался и поснимал немного, даже сделал парочку HDR-картинок. Ещё над последним храмом я видел странную скалу, в которой торчали почти идеальной формы каменные шары. Надо будет разузнать, что это такое, выглядит интригующе.

Ну а потом дорога, дорога. И уезжать не хочется, и домой тоже хочется. Там же ещё наша Катька гостит у знакомых, надо её забрать, а то привыкнет :) Последний раз гляну в зеркало заднего вида на гостеприимные горы Архыза, с теплом вспомню хороших людей, которые там остаются и вот мы уже мчимся на запад. До свидания, Архыз, до следующего года!