Большой Тхач.

Первый раз на Кавказе

Долгожданная весна в этот год, если верить словам старожилов, наступила позднее обычного. Мне так не показалось, ведь в Сибири весна приходит намного позже и не такая тёплая. Тут же, после промозглой и дождливой "зимы", вдруг всё просохло и расцвело. Буквально вчера было холодно и сыро, а сегодня по дороге с работы я вдыхал приятный тёплый воздух, пахнущий свежей листвой, морем и цветами. Ощущение блаженства усиливалось осознанием того факта, что завтра мне на работу идти уже не нужно: наконец-то я в отпуске! Настоящий, пусть и короткий, но всё же отпуск. Сразу навалилось много хлопот, связанных с подготовкой к давно задуманному походу. Многое уже позади, привезли новую палатку из Питера, закуплена часть продуктов. Но бешенный ритм работы не позволил сделать заранее всё, поэтому предстояло ещё немало. Несмотря на хлопоты, на душе было легко и тепло, ведь на этот раз - самое главное - я пойду в поход не один, а с другом, который уже через два дня приезжает из Златоуста по моему приглашению. Когда я продумывал маршрут, старался выбрать наиболее интересное место, чтобы Артём не смог отказаться. Когда цель была озвучена, у него не было и тени колебаний: посмотреть сверху почти на весь Западный Кавказ - весьма заманчиая перспектива. Особенно с учётом того, что на Кавказе Артём ни разу не был. Впрочем, как и я сам: однодневные вылазки по предгорьям не в счёт. Ещё предполагалось посмотреть пару водопадов, если удастся их найти.

Вот уже позади сборы и хлопоты, Артём тепло встречен на вокзале в Краснодаре, проведена кратенькая экскурсия по Таманской земле - моря, вулканы и прочее. Под капот моей Ласточки весело убегает дорога, в багажнике с нетерпением ждут наших плеч набитые рюкзаки. Пролетаем пол-края, задерживаемся под Краснодаром - угодили в час пик. Все, очевидно, едут из пригородов на работу. Наконец, шумный мегаполис позади, мимо проносятся предгорья Адыгеи. Неподалёку от Хаджоха попадаю на обгоне, торгуемся с адыгейским полицейским. Несмотря на дурную славу, нам попался сговорчивый сотрудник, вежливый и понятливый. Едем дальше, в Даховской показываю Артёму старинный мост. Навигатор в телефоне то помогает, то запутывает нас, но мы всё-таки находим дорогу в Сахрай.

Достаточно хорошая гравийка петляет по холмам и лесам и, наконец, приводит нас к неоднозначному объекту. На сухой рогатине набиты несколько плакатов типа "разжигать костры запрещено" и "берегите природу", а вокруг висят черепа... Сразу почему-то вспомнились глупые американские ужастики, где в маленьких полузаброшенных посёлках живут людоеды-колдуны и прочие селяне, которые с бензопилами и тесаками наперевес рыщут по лесу в поисках туристов - своего обычного пропитания. В прочитанных мной отчётах и описаниях про людоедов в Сахрае никто не писал, поэтому мы приняли этот столбик за горный юмор и поехали в посёлок.

Как и следовало ожидать, днём в посёлке ни души. Все заняты, уж не знаю чем, но никого не видно. Артём заметил домик с красным крестиком - о, это свои! Когда я подъехал и вышел из машины, из дома вышла хозяйка. Фельдшер по имени Валентина, лет пятидесяти, сразу указала, в какие ворота загнать машину. Я ещё рта не успел раскрыть! На моей Ласточке тоже есть красный крест, поэтому завязалась профессиональная беседа, осмотрен ФАП, обсуждены последние веяния в краевой медицине. Из соображений коллегиальной солидарности нам была сделана солидная скидка, за что низкий поклон Валентине. Кстати, у неё есть знакомый с "шишигой", на которой можно забросить большую группу до Тайваня и даже выше, по погоде.

Валентина на всякий случай записала наши ФИО и телефон, продиктовала свой - мало ли что. Она знает спасателей, предупредила, чтобы мы были осторожны: вроде бы недавно были какие-то спасработы что ли. Подсказала, как идти на Брилёво. Мы облачилсь в "доспехи" и пошли вниз, к реке. Мимо часовенки, через мостик и... Началось. Вверх-вниз, вверх-вниз... Причём всё больше вверх. Подходим к реке, видим табличку с рекомендациями по броду Сахрая.

Табличка, видимо, уже не актуальна, потому что над бродом висит малопоношенный пешеходный мостик.Нужно лишь обойти скалу и подняться на неё, а там ещё и тропинка есть к мостику. Потом выяснили, что проходя мимо поляны с брёвнами, надо свернуть с дороги и можно будет срезать - тропка выведет прямо к мосту, а дорога огибает склон дугой.

За мостиком поляна со столом и скамейками, плакат природобережного содержания и мусор вокруг. Ясно: местные сюда на шашлык ездят. Снова топаем по дороге, потом слышим нехилый шум воды - подошли к водопаду "Манькин Шум". Через ущелье навешан ещё один мостик, судя по состоянию - недавно. Ущелье и водопад на мой взгляд, самое интересное место на Сахрае в нижнем течении. Мы долго лазим вокруг водопада, снимаем, обсуждаем возможность прохождения водопада и ущелья на каяке. По большой воде есть шанс... Но мясорубка нешуточная: ошибёшся в водопаде и ущелье разжуёт тебя как бутерброд с плавленным сыром.

Дальше мостиков уже не было, пришлось намочиться. Несмотря на мои опасения, воды оказалось немного, в самом глубоком месте чуть выше колен. Но вода ледяная, ноги ломит, выбегаешь из реки и - на месте не стоять!

Иногда с реки виден Большой Тхач. Тут, внизу, тепло и уже листва начала отрастать, а наверху лежит снег. Мы, как ни странно, идём как раз туда, наверх.

Постепенно мы отдалились от реки, дорога шла по склону выше. Я обратил внимание на заросли свежей зелени вокруг, такой сочной и ароматной. Артём заявил, что это - черемша. Но она была совсем не похожа на нашу: листья были намного шире. Однако характерный запах выдавал видовую принадлежность растения и мы немного "попаслись" на полянке, не забыв набрать чесночку впрок. Я ни разу не видел столько черемши в одном месте. Куда ни глянь - всё зелено, и вся эта зелень - черемша. Просто глазам не верил.

Всю дорогу после бродов мы видели следы волка, только какие-то маленькие. Он шёл прямо по дороге, что было весьма странно, поэтому мы так и остались в сомнения, волк ли это был. Потом дорогу пересёк след Потапыча, но тоже настолько мизерный, что мы решили: тут звериный детский сад! Зато копытные своими следами внушали уважение и мы так и не смогли понять, что за животные их оставили: для косули слишком большие, для лося - маловаты. Снимать следы копыт я не стал, так как уже темнело.

Увлечённые разговорами, черемшой и следами, мы так и не заметили остатков села Брилёво. Шли-шли, вдруг дорога стала вести немного вниз, расширилась и справа мы увидели Тайвань - поляну у места слияния Большого и Малого Сахраев. Сразу обратили на себя внимание несколько противоречий. Во-первых, Малый Сахрай мне показался больше Большого, пардон за каламбур. Во-вторых, нигде не было видно никаких тайцев или их следов, за что тгда поляну Тайванем прозвали? Зато на поляне стола недавно отстроенная красивая и удобная беседка. Не просто навес с лавкой - настоящая беседка! Группа из 20 человек легко разместится на обед. Разумеется, мы остались ночевать на поляне, тем более уже порядком стемнело.

Всю ночь шёл дождь, размывая и без того грязный волок. От Тайваня можно идти вверх как по Большому, так и по Малому сахраю, обе тропы маркированы красно-белой маркой, притом марки новые, ламинированные, прибиты дюбелями прямо к живым деревьям. На некоторых какой-то ярый сионист нацарапал звёзды Давида. Я с сожалением подумал, что марки так могут и совсем сорвать: вдруг следом за сионистом сюда явится антисемит? Придурки... Мы пошли вверх по Малому Сахраю, так как я не знал, есть ли снег в долине Большого - не хотелось тропить по колено. Примерно в километре от Тайваня в Малый Сахрай слева впадает ручей, по воде не меньше самой реки. По обе стороны от ручья вверх идут волоки, мы пошли по тому, что выше по течению Сахрая. Там есть дерево, на котором написано "Тхач" и нарисована стрелка. Я уже читал об этом дереве, поэтому мы и пошли той дорогой. Маркировка тоже показывала этот путь.

Немного поднявшись в гору, выходим на сильно захламленную стоянку лесорубов. Битое стекло, банки-бутылки, тряпьё, остатки пищи... Принято ругать туристов за срач на стоянках, но забегая вперёд, скажу: выше, где ходят только туристы, мусора нет совсем. Разве что банки консервные в кострищах попадаются. Вот так, а лесорубам памятники ставят.

Долго там задерживаться не хотелось, идём выше. Тропа идёт по разъезженному волоку, временами приходится идти лесом. Только на подъёмах, где камни, посуше и двигаться можно прямо по дороге.

Но такие участки скоро заканчиваются, волок становится совсем труднопроходим - дождик периодически освежает грязь. Решаем идти лесом, примерно придерживаясь нужного направления. Уж не знаю, как там тропа, но мы направление быстро потеряли: волоков тут столько, что впору светофоры ставить на перекрёстках. Нет, мы не заблудились, но на Фирсову поляну где попало не подняться - крутовато, а местами вообще скалы отвесные в десятки метров высотой. Лезем всё выше, периодически останавливаясь, пытаемся найти подъём. Лес, хоть и без листвы, достаточно густой, стали попадаться и пихты. Поэтому видно недалеко, а вверх не видно совсем. Вокруг всё замшелое и одинаковое.

Таким "макаром" мы подошли под самый край отвесных скал. Вдоль них шёл ещё один волок, но в какую сторону идти тут было непонятно: мы стояли на высоте, а волок в обе стороы уходил вниз. Не желая терять высоту, думаем, чего делать. Над нами крутой склон, градусов 70, но без скал, шириной метров 50 и высотой около 20. Справа и слева отвесные скалы на сколько видно. Дождь припускает, решаем, пока совсем не размок склон, лезть наверх. Подъём с тяжёлым рюкзаком по такой крутизне - дело небезопасное, при падении твой же лучший друг, который греет спину, тебя и размажет по склону. Может не насмерть, но кости переломает. Я иду с палками, Артём цепляется за растительность или просто за дёрн. Человек-паук просто! Дождь, как назло, всё сильнее, брызги от земли прямо в морду хлещут, толку от козырька нету при таком раскладе, очки заливает и ничерта не видно. Вспоминаю монолог Фореста Гампа: "...дождь шёл и сверху, и сбоку, а иноргда даже снизу..." Выбравшись наверх, прячемся за деревья - началась гроза. Ветер, гром и дождь хотят нам показать, кто тут главный. Мы не претендуем ни на что, но уходить не собираемся. Гроза - это хорошо, потому что ненадолго. Как намокнем, так и просохнем - что мы, не водники?! Переждав грозу, выходим из леса и видим, что мы на Фирсовой поляне. Только зашли на неё не "по-русски". Останавливаемся перед тропой на Княжескую поляну, чтобы отдохнуть. Этот отдых был весьма кстати, так как я не знал ещё, насколько тяжёлым окажется подъём. Как-то я не встречал в отчётах, что тут долго и вверх, оно и так должно быть понятно. Но я почему-то не ожидал. Думал: чё тут, осталось километра два... На самом деле оказалось недалеко, но всё вверх и вверх, конец ходового дня, после всех блужданий подъём на Княжескую поляну мне показался самым тяжёлым за весь поход. Артём, привыкший каждый день ходить по горам - кто был в Златоусте, тот поймёт - ушёл далеко вперёд, а я плёлся позади. Наконец, мы на Княжеской поляне.

Дождь понемногу сыпет, дует холодный ветер. Вокруг просто невероятно красиво: море облаков бушует и бурлит под нашими ногами, скрывая почти полностью предгорья. Утепляемся и бегом по поляне - осмортеться и поснимать немного.

Но свет быстро уходит, дождь не кончается, ставим лагерь и после ужина вырубаемся.

Весь следующий день мы ждали погоду, не хотелось выходить на вершину без шансов увидеть хоть что-то. Но у погоды свои планы, склоны Тхача плотно окутывало облако, лишь временами показывая его заснеженные бока. Зато на поляну иногда ложился неплохой свет и мы то и дело бегали фотографировать окрестности.

Заодно я искал нужные мне объекты: пещеру на краю каньона, где можно ночевать, а так же каменные чаши с водой.

Пещеру найти было несложно, чего не скажешь про чаши - они оказались под снегом, только рельеф и стекающий в каньон ручеёк подсказали мне о их местонахождение. Пещера в это время года для ночёвки непригодна: выход забит снежником. Пройти можно и внутри места навалом, но из-за снежника очень холодно и сыро.

Артём всё своё внимание сосредоточил на каньоне Ходзя - он его просто поразил. Каньон в самом деле потрясающий. Грандиозный, глубокий и неприступный, пересекаемый скальными ножами с крутыми склонами, он производит сильное впечатление.

На краях каньона растут невероятно красивые сосны, закрученные и искривлённые ветрами. Внизу таких не увидеть.

Вечером облака стали рассеиваться и мы увидели свой первый закат на Кавказе, пусть он был не очень красочным, но мне почему-то казалось, что это обещает хорошую погоду и завтра мы обязательно пойдём на вершину. Кроме заката, хорошую погоду предвещала очень холодная ночь, я почти не спал, хоть и надел на себя всё, что можно.

Около четырёх утра зов природы выгнал меня из палатки и я увидел настоящее чудо. На ясном небе сияли невероятно яркие звёзды, созвездия выглядели непривычно отчётливыми, как будто нарисованными в атласе. Но самое сильное впечатление производил Млечный путь - были видны даже туманности! Я никогда не видел космические туманности своими глазами. Артём спит как ребёнок, но на этот раз я не стал его жалеть - это нужно видеть своими глазами. Разбуженный и подмёрзший, он вылез из палатки и оторопел. Картина завораживала и мы долго смотрели в небо, пока не затекли мышцы шеи.

Наконец, мы опомнились и поняли, что здорово замёрзли. Решили выпить чаю и потом сфотографировать небо. Без чая я бы даже не смог камеру из кофра достать - пальцы окоченели. Но, пока мы отогревались, небо просветлело и снимать стало нечего. На траву и палатку ложилась роса, сразу замерзая в иней - тоже вестник хорошей погоды. Сегодня точно пойдём наверх. Артём улёгся спать, а я решил ждать рассвета. И, должен Вам сказать, мои ожидания были вознаграждены сполна.

Восходящее солнце зажгло в небе потрясающе красивую иллюминацию, которая красиво дополнялась силуэтами сосен-бонсаев и гребнями дальних скал. Я перебегал с одного края поляны на другой, пытаясь не упустить момента и отснять фото и видео как собственно восхода, так и озаряемые им горы на западе. Сосны на краю поляны предстали в ином свете и тоже не могли не попасть в мой видоискатель.

Наконец, краски стали менее волнующими, да и батарею нужно экономить, я снимаю сам себя на фоне розовеющих гор и развожу костёр, чтобы приготовить завтрак до подъёма Артёма, чтобы выйти на вершину пораньше - теперь у меня сомнений на счёт погоды не осталось совсем.

Сразу после поедания ненавистных мне мюслей выходим на подъём. За распадком на южной окраине Княжеской поляны вверх уходит пологий склон Тхача, поросший небольшими деревьями. Весь склон покрыт снегом, но слева по краю ещё один распадок и по его борту снега почти нет, идём там. Идём налегке: в наши планы не входит обход вершины снизу, собираемся вернуться на Фирсову поляну для поисков водопадов. Поэтому несём только тёплые вещи и фотовидеотехнику. Всё равно вверх тащиться нелегко, несмотря на целый день отдыха. Артём бегает почти бегом, а я берегу жалкие остатки своих сил. Три года не ходил никуда, растолстел :)

Быстро переваливаем первый бугор и сразу открывается хороший вид. Под нами торчит какая-то скала, наверное, Колокольня.

Левее снежные вершины, похоже это Фишт и Оштен, ещё левее Тыбга и Джемарук. Делаем пробы панорам, но тут не то место, да и солнце низковато ещё, слишком густые тени, а на брекетинг тратить батареи не хочется.

Идём выше вдоль гребня Тхача. В одном месте есть огромный провал, эту трещину я не раз видел на снимках в сети. Артём решает сделать трюк для фото, я матерю его на чём свет стоит: сорок лет, а ума нет! Но всё же делаю пару дублей, жаль будет, если он напрасно убьётся.

По мере подъёма открываются всё более захватывающие виды на Кавказ - Джемарук и Тыбга, Джуга с пилой скал, похожая на дракона, а перед ней из-за лесистого хребта торчит скала Афонка.

Слева постепенно появляется мрачная громада Чёртовых ворот. Много раз видел этот перевал на фотографиях, но живьём впечатление сильнее: действительно, "Чёртовы" ворота. Отвесные скалы Ачешбоков обращены почти строго на север, поэтому на фоне освещённых гор они всегда в тени, из-за чего кажутся почти чёрными. Глубокий провал перевала между вершинами усиливает грозное впечатление.

Местами в гребне Тхача есть провалы, можно смотреть на его скальные обрывы. На борту растут причудливые мхи и лишайники, напоминающие кораллы. Нам повезло: сейчас они цветут.

Чем выше идём, тем сильнее впечатление от Чёртовых ворот. Их громада всё мрачнее нависает над пейзажем, производя неизгладимое впечатление.

Подъём в-целом несложный и не опасен абсолютно. Однако осторожность соблюдать следует: в некоторых местах уклон довольно сильный, растительности нет, а то и вообще лежит очень плотный снег, в который почти не вбивается ботинок. Если сорваться, то задержаться будет непросто и можно уехать прямиком в каньон Ходзя.

Выходим на последний бугор перед вершиной и видим, что мы "опоздали". На вершине уже собрались люди. Спешим через распадок: хочется поговорить с местными туристами. Я выхожу на снежник и вижу перед собой чернеющий провал. Оглянувшись понимаю, что стою над широкой трещиной, которая идёт вдоль гребня. Не зная глубины трещины и прочности снега подо мной, я потихоньку отваливаю оттуда. Мало ли, не хватало ещё провалиться "по самое немогу". В распадке встречаемся с группой, но поговорить толком не вышло: со слов ребят, погода пока есть, но с востока быстро затягивает. Наскоро попрощавшись и неуспев даже толком познакомиться, почти бегом дуем на верх. Жаль, так хотелось наконец "живьём" поговорить со "своими", может, с кем-то из них я уже знаком заочно, через форум, было бы интересно. Но погоду потерять было бы совсем обидно: времени у нас на повторный подъём нет. Вот мы и на вершине Большого Тхача.

Долго сидим там, опасения насчёт погоды оказались напрасными: облака ходили кругом и периодически открывали нам восточную часть хребта. Снимаем панорамы, друг друга, пишем видео. Мне даже удалось позвонить домой! Связь отличная - а я боялся за "билайн". Убедившись, что дома всё хорошо, сообщаю супруге, что мы на вершине. Она искренне рада за нас, но долго говорить нет времени, конец связи, пока-пока и бегу снова таращить глаза на великолепие гор. Мы с Артёмом не учли сильного ультрафиолета на высоте и здорово обгорели. Зато насмотрелись всласть на потрясающие виды Западного Кавказа. После перекуса в расщелине немного обходим вершину слева, вид отсюда тоже красивый.

Как бы хорошо ни было наверху, нужно было спускаться, да и погода всё-таки портилась. По мере спуска небо всё темнело, на востоке гремела гроза. До Княжеской поляны мы всё-таки не успели: гроза застала нас на спуске в лесочке. Переждали немного за большой сосной, но всё равно вымокли до нитки. Но нам не привыкать, на ветру сохнет всё, в том числе и туристы. Зато гроза расчистила небо от облаков и мне удаётся сделать панораму каньона Ходзя и ещё пару снимков в жёстком свете низкого солнца. К сожалению, дно ущелья было уже в густой тени.

Ночью я долго сидел у костра, ожидая появления Млечного пути, но на это раз облаков было многовато и ничего не вышло. Далеко на юго-западе бушевала гроза, молнии били прямо в небо, озаряя зарницами облака под собой. Картина была потрясающей, я пытался снимать молнии, но возможности китового объектива не позволяли сделать достойного кадра. Около трёх ночи я сдался и пошёл спать.

Утром мы сняли лагерь и спустились на Фирсову поляну. Погода была не самая подходящая для поисков: шёл дождь и вокруг стоял туман. Оставляем рюкзаки под большой пихтой у стоянки на тропе, заворачиваем их в тент и идём на поиски таинственных водопадов. Водопады описаны и даже уже сфотографированы Сергеем - администратором сайта budetinteresno.info, но по малой воде. Поэтому я надеялся увидеть и отснять их в более выгодное время. Кроме того, планировал пройти дальше вниз по ручью, чем было описано в статье Сергея.

Идём вверх, по волоку, выходим на скальный обрыв полян, видим останцы, которые постепенно затягивает туманом. Судя по карте, водопады выше останцов, поэтому идём через лес наверх. Нигде нет подходящего спуска, везде круто. В одном месте в скале есть расщелина, Артём предлагает спуститься враспор, но я только посмеялся. Спуститься-то можно, а как потом подняться? Тем более, идёт дождь и всё скользкое. Заходим ещё повыше, туман густеет, но виден более-менее подходящий склон. Начинаем острожно спускаться. Поначалу идётся неплохо - можно держаться за деревья. Но ниже склон становится круче и деревьев почти нет, тут опаснее. Дёрн размок и сползает под ногами, идти приходится всё острожнее. Наконец, видимость совсем пропадает, мы не можем определить, насколько спустились - не видно вверху, не видно внизу. Сибирское упрямство тянет вниз и мы продолжаем спуск. Артём заходит немного вперёд и кричит, что видит противоположный склон. Неужели мы уже внизу? Немного пройдя вниз, мы вдруг замечаем, что не слышно воды. Решаем, что это из-за очень плотного тумана, идём дальше.

Доходим до скалы, метра три высотой. Под ней крутой склон, падать неохота. Осторожно слазим по скале, затем идём вниз по крутому склону. Под нами молоко, куда ведёт спуск не видно, шума воды вообще не слышно. Начинаем догадываться, что тут что-то не так. Вот туман немного развеивает и мы видим над собой скальный забор с уходящей вверх башней. Внизу яма с ледником. Чёрт, да мы прямо под останцом стоим! Вот блин, залезли... Никакой воды тут нет. Артём предполагает, что вода тут течёт под землёй, но мне не верится, хотя что-то припоминаю подобное из описания Сергея. Но я перед походом прочитал столько всяких описаний, что в голове каша из топонимов и ориентиров. Надо было записывать. Делать нечего, нужно выбираться, время идёт.

В тумане немного забираем выше, потом приходится снова спуститься. В распадке находим скальный гребень, по нему идёт звериная тропа на противоположный склон. Но потом тропа заканчивается, через борт перехода не видно. Понимаем, что нужно уходить, пока не нажили себе проблем. Но водопады увидеть хочется, стоим в раздумьях. Разум берёт верх, идём назад. Туман немного редеет, хоть видно, куда лезть. Выбравшись на край поляны, видим, что в ущелье стоит облако, которое постепенно уходит вверх.

Вернувшись на стоянку у тропы, перекусываем и решаем пойти по чёткой тропе, уходящей через всю поляну на северо-запад. На краю поляны тропа уходит вниз, там на дереве видим знакомую маркировку со злополучной звездой Давида. Ну сионист, и охота же было царапать все марки от Тайваня. Тропа, как потом выяснилось, на Тайвань и ведёт - это и есть нормальный путь на Фирсову поляну, только огибает крутые склоны и распадки, а мы, когда поднимались сюда, попёрли в лоб и вышли на скалы. Ну теперь знаем, как идти назад.

Свернув с тропы подходим снова на край обрыва. Тут уже не понять, где ручей и вообще мы ничерта не можем разобрать, где какая гора и где какой распадок. Зато на одном из уступов находим старое дерево, в котором Артём опознаёт тисс. Артём занимается деревообработкой и увидеть живой тисс для него - большое событие. Ранее мы видели непривычные нашим глазам дуб и бук, но тисс - это просто чудо.

Поднимаемся снова повыше и находим приемлемый для спуска в ущелье склон, но намного ниже останцов, если брать по течению ручья в ущелье. Тут и тропу видно вдоль всего обрыва, по ней выходим на небольшую полянку, с которой открывается превосходный вид на останцы. О спальне с таким видом можно только мечтать. Нет сомнений, тут будет наша стоянка. А завтра попробуем спуститься в ущелье и снова поискать водопады. Но это будет только завтра. А сегодня, засыпая, вспоминаем панораму Западного Кавказа.

Утром возвращаемся на северо-западный край Фирсовой поляны и начинаем спуск к ручью. Склон пологий, идём, как по бульвару. Внизу немного приходится продираться через подлесок и - вот он, ручей. В месте, где мы вышли, ничего примечательного.

Поднимаемся вверх, постепенно становится интереснее: водосливы и небольшие водопады. Вверху нависают каменные стражи ущелья - останцы.

В одном месте вижу, как часть ручья уходит под скалу. Может, там пещера внутри?

Воды немного, я ожидал большего. Местами на склонах лежит снег. Поднимаемся выше и видим чудо. Как совершенно точно предполагал вчера Артём, из скалы вытекает наш ручей. Отверстие совсем небольшое, поэтому напор нехилый.

Выше просматривается явное русло. Очевидно, в пик паводка тут вода и сверху течёт, минуя пещеру. Поднимаемся по руслу и видим грот под скальной полкой, которую вчера долго разглядывали сверху, но из-за вечернего полумрака ничего не разобрали. Скала подковой замыкает ущелье сверху, образуя стену высотой несколько метров. Со скалы стекает тонкая струйка воды.

Вспоминаю, что Сергей писал об этом. Находим два тура, в одном записка. Первая запись 2003 года от зам.главы Майкопского района. Вторая - 2008 года - от Сергея. Приятно было увидеть такой привет из прошлого. Оставляем свою запись и снова прячем записку в тур. Пройти выше тут никак не получается, наверх идёт звериная тропа, но потом теряется на крутом склоне. Ниже, у места выхода воды из пещеры, просматривался нормальный подъём наверх. Мы поднялись до скального гребня и задумались. Вверх путь неясен, хоть и предположительно тут прошёл Сергей раньше. Во всяком случае, другого пути мы не видели. Если будем искать подъём, на разведку нижнего течения может не хватить времени. Решаем сразу идти вниз, надо же узнать, что там.

Ниже по течению ручей становится более полноводным, хотя очевидных притоков не попадалось. Видимо, из-под земли пополняется. Местами попадаются красивые водосливы. Наконец, на правом берегу ручья видим приток, водопадом стекающим вниз. Вспоминаю описание Сергея, но водопад выглядит несколько иначе, чем на фотографии, хотя в-целом похоже. Место красивое. Звук водопада смешивается с шумом ручья, с разной высоты звучит своеобразно.

Вода протекает между замшелых камней и коряг, очень чистая и холодная. Долго любуемся зрелищем, много фотографируем и снимаем видео. Из-за поднявшегося солнца снимать сложно, приходится подолгу ждать набегающих облаков и тщательно выбирать ракурс. Мне не нравится ни одна фотография, всё как-то не так, я делаю много дублей и всё "мимо". Так и не снял нормального кадра.

Если я правильно помнил, Сергей ниже по течению ручья не пошёл в прошлый раз. Поначалу я тоже не хотел идти ниже - с этого места казалось, что ручей выполаживается и больше ничего интересного не попадётся. Но мы решили проверить и не напрасно.

Ущелье постепенно сужается, ручей уходит водопадом вниз, по берегам скальные прижимы не дают подойти близко к воде. Обходим по левому берегу и видим под собой каменный колодец с отвесными стенами высотой от 3 до 6 метров, в который бурным водопадом врывается ручей, ударяется о камни и брёвна на дне, распадаясь на несколько отдельных потоков.

Под противоположной от нас скалой видим глубокий грот. Спуск в колодец нигде не просматривается, дерево около водопада доверия не внушает - замшелое, может быть довольно гнилым, сучья сломаются и рухнешь вниз.

Долго торчим над колодцем, я увлекаюсь съёмками и чуть было не нахожу самый быстрый спуск, но Артём хватает меня за ремни на кофре. Решаем обойти и попробовать зайти в колодец снизу. Там видим тоже нехилое жерло, из которого бьёт сильной струёй вода, падая с более чем полутораметровой высоты.

По струе нагло не пройти - смоет, а внизу скользкий камень, устоять трудно, затем снова падать метров с двух. Потом вода разливается несколькими красивыми сливами, создавая уютный живописный уголок.

Артём решается попробовать подняться по скользким брёвнам на последний (точнее, первый если от колодца считать) водопад. Я с тревогой остаюсь наблюдать. Артём довольно ловко пролез наверх, перешёл через водобойные ямы пол огромными валунами и оказался в сказочном месте. Отвесные стены затеняют весь колодец и только прямо сверху проникает солнце, создавая необычное освещение.

Грот есть и под другой стеной, на которой мы сидели. На дне колодца завалы из камней и брёвен, выглядит всё так, как буд-то очень давно у большой пещеры обвалился потолок.

Выход из колодца дался Артёму сложнее, как мы и предполагали - потому не пошли оба. Спускаясь по скользким брёвнам, Артём чуть было не упал в водопад. Но всё обошлось: Человек-паук не падает!

Ниже по течению находим ещё пару красивых порогов и водопадик около двух с половиной метров высотой. Далее по берегам видны заброшеные вырубки, скалы отступают в стороны и уклон уменьшается. Похоже, мы почти дошли до той захламленной стоянки лесорубов. Решаем, что в следующий раз будем подниматься на Фирсову поляну по ручью, тем более, что по левому берегу идёт неплохая тропа, на которой попадается мусор - люди тут регулярно ходят. Подъём по ручью проблем больших не создаст, в любую воду обходы просматриваются. А уж по зрелищности этот путь куда лучше, чем по волоку. Выбираться на поляну из ущелья будет нелегко, но не долго. Так что этот путь на мой взгляд, оптимален.

За ужином мы немного грустим. Водопадов так и не нашли, завтра пора уходить. Конечно, водопадов-то мы немало видели, да ещё видели интересный каменный колодец, о котором ранее не слышали, но мы не нашли ТЕ САМЫЕ ВОДОПАДЫ, которые хотели. Чтож, будет зачем вернуться!

Позже заходящее солнце решило показать нам, чего мы лишимся, уходя отсюда. Окружающий лес, наш лагерь и мы сами буквально горели в пламени заката, одного из самых красивых закатов, которые я видел - а я видел много закатов в разных местах!

Обратно мы добежали быстро. Вода в Сахрае упала, в районе Тайваня я замечал нарочно по камню, сантиметров на 20. Лес почти весь стал зелёным и стояла жара. Набрали домой черемши пару килограммов - угостить родных и друзей первыми лесными витаминами. Тепло попрощались с Валентиной и поехали назад, в циничный и суетливый цивилизованный мир.

Вот так закончилось наше первое знакомство с Западным Кавказом. Разумеется, знакомство оказалось весьма приятным. Надеюсь, что это было взаимно и мы ничем не навредили этому прекрасному уголку природы. Пусть простит нас Мать-Земля, за увезённый с Кавказа на Урал сувенир - камень с отпечатком древней раковины, найденный Артёмом на тропе почти у самой вершины Большого Тхача. Вот этот самый камушек: