Трое в лодках без собаки

или с ребёнком в поход

Густой воздух в вагоне слегка дрогнул и за окном поплыл бело-зелёный фасад вокзала. В проходе сновали по своим заботам пассажиры, другие сидели на полках или просто спали. Было сразу заметно, кто едет издалека – эти смотрели на остальных снисходительно, по-хозяйски, а вновь прибывшие распихивали свои пожитки по углам, явно ощущая спинами недовольные взгляды «старожилов». Пройдёт всего пара часов, и новички так же будут разглядывать следующую партию пассажиров с других станций. Вагонная житуха… Очередь в туалет, запах разнообразной пищи (не всегда приятный) и нескольких десятков измученных дальней дорогой тел. Вездесущие узбеки-таджики и прочие гасторбайтеры с целым табором ребятишек, торговцы поддельным коньяком и китайским хламом, пиво, удушливый тамбур для курения, чай в подстаканниках и вечно сырое бельё. Отпуск начался.

Почти целый год я решался взять в поход свою дочь. Раньше она бывала только на пикниках или коротеньких вылазках с ночёвкой то на великах, то пешком. На лодке ходили с ней пару раз, но недалеко. Долго и тщательно выбирался маршрут, перечитано множество отчётов и очерков в сети, пересмотрены гигабайты карт… Наконец выбор сделан, и счастливая Дианка во все свои большие глазёнки разглядывает проносящиеся за окном пейзажи. На третьей полке притаился до поры специально сшитый рюкзачок, в моём «чемодане» целый килограмм аптечки, вроде всё предусмотрено, но как-то тревожно. Она уже большая - восемь лет, а я всё равно беспокоюсь. Больше всего боюсь, что ей будет скучно, а маршрут не самый короткий и сходить не в моих правилах. Надеюсь только на Артёма.

Год назад, во время похода по Алтаю, в дельте Чульчи, я познакомился с двумя ребятами из Златоуста. Несколько дней вместе шли, обменялись адресами и в течение года переписывались по электронной почте. Именно благодаря Артёму я и выбрал маршрут для первого похода дочки. К нему в гости мы и едем сейчас. Он обещал пойти с нами, и я надеялся, что Дианке в компании будет интереснее. Она вообще любит новые знакомства, а с друзьями всегда веселее.

Ранним утром следующего дня Артём уже встречал нас в Златоусте. Он живёт неподалёку от вокзала, но идти пришлось в гору и мне мало не показалось. Позже, когда Дианка прогуливалась по городу с женой Артёма, Лилей, она спросила: «Как же вы тут ходите каждый день?» Действительно, нам было непривычно всё время идти то вверх, то вниз: город с ярко выраженным рельефом, некоторые районы расположены на склонах гор. Особо запомнились трамваи, которые пёрли в гору на полном ходу, уклон градусов 35, на повороте крен, скрежет рельсов… Экстремальный спорт, а не поездка. В целом городок приятный, немного архаичен, но не производит впечатления забытой богом дыры.

Каких – то особых достопримечательностей в самом Златоусте нет, оружейные магазины заполнены ножами местных заводов, но это всё есть и у нас.

Зато в получасе ходьбы от города есть настоящее чудо – национальный парк «Таганай». Само собой, я настаивал на немедленном его осмотре. Дианку Артём посоветовал туда не брать (потом я ему много раз за это говорил спасибо), а вот Косте – второму моему знакомому по Алтаю парню – позвонил и велел собираться. Костя сам просил, чтобы мы его взяли. Но накануне праздновали день железнодорожника, а Костя работал на ЖД. А я, пень, не учёл разницу во времени. В-общем, ещё не протрезвевший Костя был поднят на ноги в восемь утра и плёлся за нами, непрерывно зевая. Видя его мучения, а так же испытывая некоторые похожие проблемы после дороги с хорошими попутчиками, я решил зайти в магазин и взять поллитровку. Потом жалел о своей слабости…

До парка от города около получаса ходьбы. Сначала мы шли по тропе, вытоптанной ногами тысяч туристов, а через несколько километров Артём повёл нас напрямую через лес. Идти по склонам, густо поросшим смешанным лесом, неудобно и тяжело даже налегке. Почти все горы образованы нагромождением валунов, в низинах заболочены, подлесок густой, много колючих растений и крапивы. Зато какой воздух! Я был уверен, что Урал – индустриальная помойка (это, впрочем, справедливо для большинства мест). Здесь, на Таганае, кислорода столько, что воздух пахнет озоном. В стороне от туристических маршрутов лес чистый, нигде нет хлама и мусора. Вдоль ручейков и ключей с прозрачной водой раскинулись ковром изумрудные заросли мхов, а на местах посуше - лишайники соревнуются в разнообразии цветов и форм. Горы тут невысокие, чуть более 1000 метров, практически на любую вершину можно подняться просто пешком без какого-либо снаряжения и опыта. Сверху открываются виды на Златоуст, водохранилище, дальние горы Южного Урала. Несмотря на пасмурное небо, я постепенно заполняю двухгиговую флешку своей «альфы», при этом не забывая о видеосъёмке. Постепенно подошло время обеда и мы с Костей поправляем здоровье. Потом выясняется, что у нас с собой нет никакой посуды для запаса воды, а ведь мы не на Алтае. Пришлось выпить всю водку, а бутылку использовать как флягу. Вот тут-то я и пожалел, что взяли горячительное. Бедный Костик на «старые дрожжи» так разомлел, что хотел улечься спать прямо на мох. Пришлось его «подбадривать» всю оставшуюся дорогу. А идти было далеко. Двуглавая Сопка, Откликной гребень, гора Круглица, каменные реки… Конечно, за один день много не увидеть. Но и того, что я успел осмотреть за это время, хватило, чтобы изменить моё отношение к Уралу. Никак не ожидал, что на такой густонаселённой территории можно сохранить хоть и небольшой, но очень живописный уголок дикой природы.

Вернулись мы около полуночи, Дианка уже спала. По словам Лили, день у них прошёл хорошо – гуляли по городу, сходили в гости к её родителям, в парк. Ну и славно. Я, конечно, беспокоился, но напрасно.

Утром на автовокзале было полно народу. Нам нужно было доехать до Екатеринбурга, а билетов в этом направлении не осталось. Позже я понял, почему. К нам подошёл водитель того самого автобуса, который шёл в Свердловск и за сходную цену взял всех троих с багажом, заговорщицким шёпотом назвав номера мест. Всё ясно, местами просто спекулируют. Странно – Европа всё-таки, у нас в Сибири порядка больше. Вообще, меня разочаровала европейская часть нашего маршрута, особенно не понравился Екатеринбург. Грязный, сумбурный город, тесные улицы, дорогое такси (пришлось ехать на ЖД вокзал – иначе не успевали на электричку), народ какой-то понтовитый, как у нас в девяностые годы, вокзал вообще похож на старый сарай. Конечно, много модерновой архитектуры, но она смотрится слишком помпезно и совершенно не вписывается в облик города. Электричка, на которой мы ехали до Коуровки, была настолько грязная и убогая, что выходить было приятно, даже несмотря на проливной дождь. Вот тебе и «европа»…

Приехали мы поздновато, поэтому решили отойти от деревни и переночевать. По дороге видели ещё две группы туристов с байдарками, в одной были дети около 5 и 2-3 лет. Мама самого маленького туристёнка заявила, что это не первый его поход. Вот так, а я Дианку брать боялся.
Вообще, на Чусовой туристов – как нерезаных собак. После Алтая даже раздражает толпа на реке. Кроме того, что трудно найти дрова, на всех подходящих местах для стоянки навалены горы мусора. Причём мусор вполне сжигаемый – пластиковая посуда, пакеты и бутылки. Что ж, такова расплата за лёгкий и безопасный маршрут, а для похода с детьми это главное. Не тащить же Дианку на Чулышман!

На следующий день мы с Артёмом часа два провозились с его лодкой. Он на ней ходил всего пару раз (чаще использует каяк), поэтому порядок сборки всё время забывает.

Но лодка классная, для Чусовой – то, что надо. Правда, каркас деревянный, но это не недостаток – любую деталь можно изготовить самому для замены. Большая, ходкая, двухместная «Колибри» как нельзя лучше подходит для спокойной воды, плотный фартук с юбками позволяет не бояться непогоды. Чего не скажешь о моей «Ласточке». Вертлявая и послушная, она хороша на несложных порогах, а вот долгая гребля – не её стихия. Слишком низкая скорость и неустойчивость на курсе делают сплав по медленно текущим рекам утомительным. Зато стапель занимает всего минут 20, не говоря уже про удобство транспортировки – я ношу лодку в рюкзаке вместе со всем остальным снаряжением и продуктами. Да и к долгой гребле не привыкать после Телецкого озера. Самый главный недостаток этой лодки – фартук. Если уж идти с детьми, то только в хорошую погоду, либо серьёзно доработать юбки, иначе туристики вымокнут до ниточки и простудятся. Поэтому решено было, что Дианка пока будет в лодке Артёма.

В первый день мы прошли совсем мало, так как постоянно шёл дождь, а под вечер попалась удобная стоянка. Потом оказалось, что на реке полно хорошо оборудованных стоянок, особенно в Пермской области – преимущество хорошо развитого туризма. Большая поляна, сосны, много спелой малины, столик – как здорово после коуровских кустов! Тут же был пойман первый голавль. Нам с Дианой он не понравился, а вот Артём, не избалованный рыбным разнообразием, ел с удовольствием. К ночи немного прояснило, кое-где проглядывали звёзды и мы провели первый, по-настоящему походный, прекрасный вечер у костра. Истории и воспоминания, рассказы Дианки про школу и маленького братика, оставшегося дома с мамой, шутки-прибаутки… Конечно, она не хотела укладываться спать. Я был счастлив, что ей нравится, но понимал – это только первый день. Что будет потом? Надо постараться сделать интересным весь поход, тогда всё будет хорошо. Ну ладно, утро вечера мудренее, сто грамм за хорошую погоду и – спать.

Утро оказалось нисколько не мудренее -  опять пошёл дождь. Дианку снова запаковали в дождевик и усадили в байдарку Артёма, несмотря на её желание плыть в моей лодке. Этот день был, пожалуй, самым тяжёлым для дочки. Дождь не переставал весь день, дул пронизывающий ветер и сильно похолодало. Учитывая вчерашний короткий сплав, нам предстояло наверстать дополнительное расстояние, да и выходить из лодок не хотелось. Правда мне, напротив, очень этого хотелось – сидеть в ледяной луже не очень приятно, но Дианке лучше было как можно дольше оставаться в лодке Артёма: там теплее и сухо. Специально купленный штормовой костюм из мембранки и дождевик надёжно укрывали её сверху, а плотный фартук лодки сохранял тепло в кокпите. Но приближалась ночь, и мы лихорадочно искали стоянку. Километры оставались за кормой, небо темнело, моя задница постепенно немела от ледяной воды, а удобного выхода на берег всё не было. Уже в сумерках выбираемся на заросший травой крутяк, из последних сил затащив гружёные байдарки наверх. Быстро натягиваем тент, под который прячем Дианку и шмотки. Артём ломится в лес за дровами, а я начинаю ставить палатки. Замёрзшие пальцы не слушаются, руки трясутся, крыша слегка едет с голодухи – на обед мы не чалились из-за погоды. Вдруг замечаю, что Ди неподвижно стоит с опущенной головой. Догадываюсь – плачет.

- Что с тобой, малышка? – спрашиваю.
- Замёрзла… - сквозь слёзы отвечает она.

Чёрт! Этого ещё не хватало! Ей никак нельзя мёрзнуть – заболеет. Приказав ей приседать и прыгать, быстро заканчиваю установку палаток и готовлю сухие вещи.

- Быстренько переодевайся и лезь в спальник!

Но это было лишним, так как одежда её не промокла. Тем не менее, пока мы возились с костром я велел ей сидеть в палатке. Артём мастерски растопил мокрые дрова и очень скоро мы грелись у жаркого таёжного костра, над которым, источая дурманящий аромат, томился в котелке ужин. Дождь перестал лить, только слабо моросил, но у костра под густыми ветвями елей нам было уютно и тепло. Ди согрелась и повеселела, после ужина опять немного посидели у костра – в палатках холодно и ложиться не хотелось. Но усталость берёт своё, и маленькая туристка стала дремать, сидя у меня на коленях. Уложив её, выпиваю двойную за погоду – чтоб наверняка – и тоже отбой. Лёжа в палатке, думаю, как быть. Если так пойдёт дальше – малышка точно заболеет, в этом я уверен. Да и не понравится ей такой поход: всё время сыро и холодно. А хочется её порадовать. Вспоминаю, как она плакала сегодня – сердце кровью обливается. Ведь не жаловалась, не ныла. Просто тихо плакала. И весь день терпела, дождь, ветер, голодная была – ни разу даже не пикнула. Таким мужеством не каждый взрослый похвалиться может. А ей всего восемь лет, к тому же девочка. У такой умницы папаша – идиот, притащил ребёнка чёрт знает куда в такую ж…

Проснулся я от холода. Новейшая, только что купленная палатка LigtFox протекла по всем швам, которых горе – модельеры из фирмы RedFox наделали великое множество. Матеря на чём свет стоит продавца и производителей, выбираюсь из мокрого спальника. Дно у палатки, как обычно, не протекает, поэтому я спал в луже. Хорошо, что дочку в палатку Артёма определил – не доверяю никогда непроверенной снаряге. Костёр потух, но угли ещё горячие и я быстро разжёг остатки еловых сучьев. Прогулка промозглым утром по мокрому лесу – не самое лучшее сейчас, но нужно хорошее бревно, иначе не согреться. Верхушка упавшей ели, несмотря на продолжающийся дождь, даёт возможность просушить спальник и приготовить завтрак. Заодно и сам обсыхаю – переодеться не во что, из-за экономии веса сменной одежды набрал только для дочки.

За завтраком решаем с Артёмом сегодня стоять здесь, опасаясь за здоровье Ди. Ещё один день дождевого сплава и хронический тонзиллит возьмётся за неё всерьёз. Пока только слегка разрыхлены нёбные миндалины, но дальше я ждать не собираюсь. Если не замёрзнет больше, я её вылечу и в походе. Благо есть чем – не зря тащил такую пухлую аптечку. Хотя лучше бы зря…

Чтобы не терять времени, днём я сбегал в ближайшую деревню – хотел купить Дианке что-нибудь вкусненькое. Но в деревне не оказалось магазина, зато я узнал прогноз погоды. Через пару дней обещали тепло. Это известие позволило принять решение продолжить поход, тем более что Ди нисколько не скучала и весь день весело играла: строила городок из веток и мха, населяя его пойманными пауками и гусеницами. К тому же я всё-таки устроил ей праздник – любимый «несквик» с молоком из НЗ. Горлышко у неё не болело, температура не повышалась. Жить можно.

На следующий день дождь шел уже не всё время и стало немного теплее. Временами в небе появлялись просветы и мы даже немного снимали на ходу. Чусовая протекает с юга на север, часто пересекая на своём пути низкогорный хребет. В местах пересечения обнажены горные породы в виде скал, которые здесь называют камнями. Многие камни имеют имена, данные им ещё во времена промышленников Строгановых и Демидовых. На некоторых есть таблички с названием и километражем, отсчитываемым от турбазы «Чусовая», расположенной чуть ниже Коуровки. Ради этих скал мы сюда и приехали.

Дианка во время сплава тоже не скучала, наблюдала за своими питомцами (паук и гусеница были зачислены ею в нашу команду на последней стоянке), которые всё время пытались сбежать из стеклянного пузырька. Одновременно она собирала букетики из нависающих над водой листьев и кувшинок. На одном из перекатов  это ботаническое увлечение чуть было не привело к аварии: ухватив ветку черёмухи, Ди едва не перевернула лодку.

Вечером нам удалось зачалиться в хорошем месте: высокий берег, сосны, поляна с оборудованным кострищем и скамейками и рядом небольшая скала, на вершине которой удобная смотровая площадка. Несмотря на моросящий дождь, мы долго просидели у костра за рассказами и шутками. Дианке была обещана завтра экскурсия в лес и на скалу, если она доест свою порцию ухи из ненавистных ей голавлей. Никакой другой рыбы я так и не сумел там поймать, да и особо не пытался: Чусовая сильно загрязнена промышленными отходами и рыба в ней тоже.

Прогулка по лесу удалась на славу: днём совсем не было дождя и светило солнце. Сильный ветер обещал перемену погоды и наше настроение улучшилось, несмотря на необходимость налегать на вёсла что есть сил – как и положено, ветер был встречным. День запомнился не только погодой, но и черникой, которую мы сгребали горстями, ели просто так, сыпали в кашу и чай. Ещё попадалась брусника, но она была ещё неспелой.

На пятый день сплава погода окончательно наладилась, светило солнышко, давая возможность поснимать вволю. Дождевики и куртки загидрены, мы идём в майках, обгорая всё больше. На одной из стоянок даже искупались, несмотря на довольно холодную воду – не больше 15 градусов.

Установившаяся погода принесла кроме удовольствия свои неудобства: матрасников. Со всех окрестных городков на реку повалили толпы «новых русских туристов» . Это явление довольно своеобразное: к берегу подъезжает либо огромный автобус, либо несколько джипов. Оттуда вываливается уже изрядно поддатая толпа вместе с невообразимым количеством скарба. Весь этот балаган грузится на катамараны и отчаливает до ближайшей удобной стоянки. По реке далеко вперёд разносится музыка из магнитофона, перебиваемая не менее громким тарахтением генератора, питающего этот «походный» аксессуар. Время от времени их перекрикивает команда – то орут песню про какой-нибудь «централ», то просто матерят друг друга на чём свет стоит… По прибытии на берег выгружаются коробки-тюки, натягивается тент, которым можно накрыть футбольное поле, бензопилы жадно впиваются в древесину молодых деревьев – до сухостоя нужно идти далеко в лес. Начинается весёлая кутерьма с установкой палаток и приготовлением закусок, в процессе которой во все стороны летят упаковки, бутылки, обрезки и огрызки… Нам остаётся только с сожалением наблюдать всё это безобразие – стоянок не так уж много и несколько раз мы стояли с такими компаниями. Но нет худа без добра: люди на отдыхе, как правило, веселы и доброжелательны, общение с ними помогало разнообразить поход - что было весьма кстати.

Где-то на второй неделе сплава мы познакомились с фотохудожником из Волгограда. Он вместе с женой сплавлялся на стареньком «Таймене» с изрядно потрёпанной шкурой. Вид таких лодок всегда внушает уважение: походили на ней немало. Мужик тот оказался незаурядным человеком, правда несколько хвастливым – зачем-то демонстрировал нам свои корочки члена союза художников, какие-то грамоты. На меня это не производило никакого впечатления: у него была «Яшика»!

При виде такого раритета у меня слюни до пола потекли. До сих пор не верю, что в своих руках держал чудо японской фототехники и даже поглядел в видоискатель. Впрочем, при этом был весьма разочарован – фотохудожник содержал камеру недостаточно аккуратно, линзы залапаны, корпус в пыли. Чего он там снимал такими линзами – непонятно. Но что-то снимал всё время, я сам видел. Ещё от него мы узнали страшные новости: война с Грузией. Уже много погибших и раненных. Два дня потом мы шли почти всё время молча…

Чусовая – река довольно спокойная, только местами попадаются небольшие перекаты. Весной, во время паводка, она более резвая и полноводная. В былые времена она погубила не одну сотню сплавщиков – так добывалось могущество империи. Мы же шли летом, в малую воду, потому никаких особых приключений не было. Однажды я, заскучав, решил пройти узкой протокой, чтобы хоть немного развеяться. Мы с Дианкой немало позабавили туристов, лавируя между приличных обливняков, а в одном месте даже прыгнули с полуметрового слива. Дианка, правда, этого не видела – едва впереди показался этот «микроводопад», она нырнула под деку и не вылазила, пока мы не вышли на спокойную воду. Большинство туристов ходят тут на каркасных лодках, перекаты проходят волоком или обносят. Поэтому наши «выкрутасы» их сильно удивили.

Больше всего меня на Урале поразила нищета. Я никак этого не ожидал – мне казалось, что только у нас в сибирской глубинке так тяжело живётся людям. Но и тут, в так называемой «европейской» части России, им приходится несладко. Многие деревни расположены по разным берегам реки и жителям приходится переходить её вброд, чтобы попасть в магазин или больницу. Кое-где есть подвесные пешеходные мосты, но такие ветхие, что ходить по ним небезопасно. Тем сильнее поразил меня новёхонький современный мост, перекинутый через Чусовую от роскошной дачи Свердловского губернатора на противоположный берег.

На том берегу нет ничего, кроме памятника Демидову. Мало того, мост ещё и закрыт на замок!!! Какие-то ребята, проходившие на самодельном плоту, при осмотре моста замок оторвали в знак протеста. Жаль, но эта акция никак не изменит положение вещей в стране. Причины всеобщей нищеты хорошо понимаешь, глядя на медную, с благородной зеленью, черепицу крыш «княжеских» палат и дома его свиты, расположенные поблизости. Целая деревня, только без жителей – лишь охрана томно взирает на проходящие байдарки с высоты положения, опираясь на автоматы. В нарушение всех мыслимых законов на берегу красуются таблички: «выход на берег запрещён». Такие вот дела… Когда я фотографировал этот «кремль» один из охранников что-то кричал мне, но и я в долгу не остался - что хочу, то и снимаю.

Ещё нам посчастливилось увидеть, как снимают настоящее кино. На берегу во многих местах попадались интересные декорации: огромный муляж средневекового корабля, водяные мельницы и даже деревушка, построенная за несколько дней. Там снимать не позволили, но я с воды сделал пару кадров. Они мне нужны были не более, чем губернаторская дача, но я всё равно снял – назло запретам, хе-хе. И мы неплохо позабавились, встревая в радиопереговоры съёмочной группы – наши рации оказались настроенными на тот же канал, что и у них. Вот было смеху! Девушка, судя по репликам – директор картины, всё время вызывала какого-то Володю, а мы с Артёмом наперебой предлагали его подменить – очень приятным был у неё голос. Она сердилась и отключалась, но вскоре снова выходила в эфир, чтобы услышать наше: «а чем я хуже Вашего Володи?»…

Так незаметно пролетели три недели. Время поджимало, и нам пришлось расставаться с Артёмом – он хотел пройти как можно больше, а мы планировали ещё заехать в Курган навестить друзей. После недолгих сборов тепло попрощались и потом долго стояли на берегу, глядя как быстро удаляется лодка Артёма. Было очень грустно, вторя настроению, вновь испортилась погода, но мы согревались мыслями о скорой встрече с друзьями. Да и вообще, пора продвигаться к дому – Дианка уже соскучилась по маме и братику, скоро уже месяц, как мы уехали. Надеюсь, она не будет впоследствии жалеть об этом времени и считать его потерянным. Как говорится, поживём – увидим.