Озеро Лунное

и братья его меньшие

Третий год уже я хожу по окрестностям Аксаута. Каждый год обещаю себе выбраться куда-нибудь ещё, но всё время оказываюсь здесь. Мёдом намазано или что - не знаю. Мёд я, к слову, не люблю совсем))

Объяснение такого постоянства, конечно же, есть: я всё время занят работой и свободное время бывает нечасто, да и появляются выходные дни спонтанно, заранее что-то спланировать никак не получается. В итоге, как только удаётся выбраться в горы, еду туда, где необязательно что-то заранее продумывать и готовить. Там ждут друзья и есть возможность без проблем сходить в поход на пару-тройку дней.

К тому же долина Аксаута - относительно дикое, ещё не затоптанное туристами место, тут нет никакой инфраструктуры, разве что в долине и некоторых ущельях пасут скот, да лесорубы делают своё "чёрное дело" на склонах. А некоторые места вообще очень редко посещаются из-за труднодоступности или просто малой известности.

Одно из таких мест - озеро Лунное. Расположено оно в урочище, называемом местными жителями Ички-Чат, что в переводе означает "козье ущелье". Видимо, тут было много коз раньше. Я ходил по урочищу неоднократно, но лишь раз видел одинокого тура издалека. Охотники в этих местах - нередкие гости, заповедных и охраняемых зон нет, поэтому звери тут пугливые и от людей прячутся.

Путь к озеру очевиден как на гуглоснимках, так  и топографических картах, хотя тропы как таковые нигде не обозначены. Но тропа там на самом деле есть и ранее мы её разведывали. Нужно лишь зайти с дороги, идущей по орографически левому берегу Аксаута, в нужное ущелье и подняться до альпики, а там уже никуда не денешься и тропка, хоть небольшая, но есть.

Озеро Лунное, схема пути.

Зайти в нужное ущелье на самом деле, если нет навигатора, не так-то просто: в тех местах много ущелий, в долине растёт густой лес и местами она заболочена. Но есть кое-какие ориентиры, хоть и непостоянные. И путей с дороги, как минимум, два.

Первый - более длинный - путь: нужно ехать по дороге до автомобильного моста. Через мост не переезжать, а идти пешком вверх по дороге (там не всякий транспорт пройдёт, хотя сейчас лесорубы там работают и дорога может измениться, впрочем как в лучшую, так и в худшую сторону). Идти придётся около семи километров до поляны, на которой стоит старый зелёный вагончик. С 2017 года там ещё делян нарезали и теперь вагончиков может прибавиться...

Другой - более короткий - путь: переехать автомобильный мост, проехать вверх по дороге около восьми километров до навесного пешеходного мостика. Там перейти мостик и вернуться назад около километра. Окажетесь на той самой поляне с зелёным вагончиком.

У этого пути есть один нюанс: ущелье расположено в пределах пятикилометровой приграничной полосы. Если по орографически левому берегу Аксаута пограничники редко встречаются, то на правом они бывают регулярно. В 2017 по долине Аксаута были установлены несколько КПП, как в низовьях, сразу за Хасаут-Греческим, так и выше. Поэтому обязательно наличие пропуска (его нетрудно получить, но нужно делать это заранее). Кроме того, пешеходный мостик функционирует не всегда, периодически он разрушается и бывает непроходим до тех пор, пока его не починят.

В конце июля 2017 у меня образовалось несколько свободных дней и я решил дойти, наконец, до Лунного озера. Пару раз я уже ходил рядом, но оно всё время было сковано льдом и ничего интересного из себя не представляло. В этом году снега было намного меньше и лето выдалось довольно жарким, поэтому я рассчитывал увидеть озеро во всей красе.

Поскольку в этом году я никуда ходить не собирался, пропуска в пограничную зону у меня не было. Поэтому поход мог закончиться штрафом и доставкой в ФСБ для выяснения моей незадачливой личности. Но я решил рискнуть, причём подниматься коротким путём - от пешеходного моста. Для того, чтобы избежать возможной встречи с пограничниками, забрасываться к тропе решено было очень рано утром (погранцы тоже люди и ночью обычно спят).

Ещё в сумерках, перед рассветом, мы с Сергеем выехали на мотоцикле из базового лагеря. По холодку быстро проехали по долине до нужной полянки - а её ещё нужно было заметить, никаких ориентиров там не оказалось, кроме собственно мостика, который тут прямо к огромной сосне привязан тросами. Ранее тут был серый вагончик на колёсах, теперь его нет. Так что нужно просто искать сам мост. Дополнительным ориентиром может служить автомобильный брод, расположенный чуть ниже по течению.

Чтобы не испытывать судьбу, я по-быстрому перебежал мостик, а Сергей поехал назад в лагерь. Пограничников мы не встретили, а на том берегу им вообще делать особо нечего, так что после моста можно было расслабиться. Мостик скрипучий и кажется очень ненадёжным, доски порядком подгнившие. Но, полагаю, ещё на год их должно хватить. А там, быть может, их поменяют. Тросы прослужат ещё долго.

Когда я вышел на нужную мне поляну, сразу её даже не узнал: лесорубы навели тут свой обычный "порядок". На месте тропы прорезан новый волок, повсюду грязные колеи, стоит ещё один вагончик. Несмотря на ранний час, наверху уже слышен рёв дизеля и жужжание бензопилы. Внизу, у волока, стоял порожний Камаз, в кабине которого сидел водитель из местных. Увидев меня, спрашивает:

- Ты куда собрался?

- На Лунное озеро. - Отвечаю.

- Сам что ли? - Удивляется водила.

- Ну да, а кто меня понесёт? - Удивляюсь я в свою очередь.

- Ну, в смысле -один? - Пояснил мужик.

- Один. - И без пояснений понимая, к чему он клонит, продолжаю гадать, чем он закончит.

- Нельзя одному! - Горячо говорит водитель. - Там Михалыч живёт! И Петровичи тоже бегают!

- Я знаю. Передам привет от Вас! - Смеясь, отвечаю я на ходу. Не желая выслушивать какие-нибудь деревенские глупости, стараюсь, не задерживаясь поскорее уйти, но не показаться при этом невежливым. Иду по волоку наверх и размышляю: почему карачаевский медведь и волки имеют русские отчества))

На самом деле в прошлом году я видел в этих местах мишку, а поднимаясь по долине в этот раз и волков тоже. Волки в последние пару лет вообще доставляют немало хлопот местным животноводам, в-основном достаётся коням. Почему-то волки любят жеребят больше, чем другой скот. Но нападений на людей до сих пор не было, так что я особенно ни о чём не переживал и спокойно шёл дальше.

Однако бояться было чего: поднявшись достаточно высоко по волоку, я понял, что меня не видно снизу. Надо мной то и дело слышался треск от падающих деревьев и я решил сойти с волока, чтобы не попасть под очередную пихту, срезанную лесорубом. Вышел на волок я уже на безопасном расстоянии, на одну высоту с лесорубом. Когда он меня увидел, то без вступлений спросил:

- Куда тебя несёт?!

- А чо там?

- Горы.

- А тут те чо, не горы?

- А там больше горы. А Вы вообще чего хотели-то?

- Да ни чо. Иди нах... в свои горы. Смотри там, чоб ковшом не уе... по башке!

Лесоруб был русским, поэтому не стеснялся в выражениях (карачаевцы обычно не матерятся, по крайней мере, по-русски). Я поблагодарил его за предупреждение и приятную беседу и пошёл дальше. Впрочем и без его напутствий было ясно, что придётся обходить экскаватор, он ревел совсем уже рядом.

Раньше тут уже был один волок, он поднимался от зелёного вагончика и хорошо виден на гуглоснимках. А с той стороны, где поднимался я, шла тропа. Теперь эту тропу частично срезали и проложили новый волок, который соединяется со старым на некоторой высоте. Лесоруб-матершинник в свойственной ему манере пояснил мне, что "Там нах... трактор буксует бл..., х... поднимется, а тропу один х... кони натопчут, так что не ссы - иди себе дальше".

Поглазев с тоской сверху на то, как экскаватор валит направо и налево молодые пихты и сосны, я продолжил подъём уже по тропе: она идёт серпантином по гребню и найти её несложно. Даже если не знаешь, где сойти с волока, можно просто идти вверх, не удаляясь от ручья - он шумит справа, рано или поздно тропу станет видно. А вообще, как справедливо заметил лесоруб, скоро пасущиеся наверху лошадки протопчут заметный выход на волок и тропу вообще не придётся искать.

Кстати, насчёт пасущихся коней. Кроме них, выше в долинке пасутся обычно ещё несколько коров и диких яков. Вот последних-то я как раз и опасался, а вовсе не Михалыча с Петровичами. В прошлом году яки были совсем молодые, а в этом должны были стать реально здоровыми рогатыми и мохнатыми беспредельщиками)) Но, выйдя из леса на морену в долине, яков я не увидел. Коров тоже не было, только несколько лошадок. Крупнорогатых, очевидно, слопали пресловутые Михалыч с Петровичами))

После выхода из леса нужно перейти ручей и подняться повыше по морене, там идёт тропа в обход перелесков и складок рельефа. Выше она снова вернётся к ручью, придётся бродить в общей сложности три раза. Но стоит идти по тропе, без неё путь труднее. Кроме того, подниматься дальше без тропы вообще не имеет смысла: слева по ходу нависают скалы, а справа крутой склон. По крутому склону направо можно уйти к перевалу Ташлык, если я не ошибаюсь. Мне - прямо, через заросли рододендронов. Тут тропа обходит скалы и затем, по распадку с пересыхающим ручьём, выводит на возвышение, с которого открывается вид на озеро 2671.

До Лунного озера отсюда всего два-три часа ходу, но я планировал ночевать на берегу этого маленького озерца - хотел поснимать в режимное время. Я бывал тут ранее уже два раза, но в неудачное время. К тому же в прошлом году я оставил тут кое-какую заначку и очень хотел зайти и проверить, сохранилась ли она.

Мест для стоянок тут немного, но у меня маленькая палатка и никаких проблем не возникло. После установки лагеря и обеда я проверил свой прошлогодний "схрон". Всё оказалось в идеальной сохранности. Даже шоколадные конфеты - я полагал, что их съедят мыши. Но правильная упаковка позволила скрыть содержимое от них, так что у меня образовался десерт к ужину и ещё кое-что "вкусненькое"))

Вечером был неплохой свет и подходящая облачность, поэтому я с предвкушением отправился за кадрами. Всё было замечательно, но на радостях я забыл прихватить "поджопник" и в ожидании света сидел прямо на камнях. Позже мне это очень дорого обошлось!

Как следует отоспавшись, утром я собрал лагерь и поднялся на бугор, чтобы выйти на тропу. То, что я увидел там, задержало меня как минимум на пол-часа. Облачное море бушевало в долине Аксаута, растекаясь по ущельям и окутывая "прибрежные" скалы. Очень хотелось сделать таймлапс, но я не готовился к этому, батареек могло не хватить на дальнейшие съёмки. Поэтому просто посидел и вволю полюбовался зрелищным видом.

В этот день, кроме подъёма к Лунному, я планировал радиально проверить возможность пройти к озеру, обозначенному на картах как "Патронное". По поводу правильности его названия у меня есть определённые сомнения, но посмотреть мне на него хотелось, я полагаю, что с него должен быть хороший вид. Поэтому, поднявшись по тропе до широкой морены под скальной грядой, за которой находится Патронное озеро, я оставил рюкзак и двинулся туда.

Над одним из снежников мне показалось возможным подняться на гребень и заглянуть в понижение. Там была видна довольно крутая осыпь, но издалека она выглядела проходимой. Продвигаясь по снежнику под скалами, я пожалел, что у меня нет каски - несмотря на ранний час, со скал довольно часто шли камни и мне то и дело приходилось от них уворачиваться. В какой-то момент я вообще хотел всё бросить и пойти дальше, к Лунному. Но у самой осыпи была скала, под которой я безопасно остановился, камни тут в меня никак не могли попасть.

И тут понеслааась! Я начал чихать так, что не только над снежником камни посыпались, но и осыпь двинулась. Шутка, конечно. Осыпь не двигалась, но оказалась круче, чем я думал и была "живая". Кое-как просморкавшись, я упёрся в палки и полез наверх. Вот совсем чуть-чуть ещё и пойдёт положе... Ааапчхиии! А... А... Ааапчхиии! От чёртовых чихов я не удержался и съехал немного вниз. И - ой! - сверху поехали камни. Сначала немного, потом прям волной. Уйти было некуда, я просто стоял, стараясь не уплыть вниз с камнями. И продолжал чихать))

Когда всё остановилось, я ещё пару раз поднимался с тем же результатом. Набил синяков на ногах, забрызгал всё вокруг соплями, плюнул и пошёл с матерками назад. Когда шёл по снежнику, торопился - камни летели всё чаще. Уже выйдя на морену, понял, что правильно вернулся. Камни со скал шли уже не мелкие.  Позже, уже поднявшись почти до Лунного,  я постоянно слышал камнепады с той стороны.

Вернувшись к вещам, я заварил чайку, наелся всяких полезных таблеток и накапал капель в нос, чтобы не развалить все скалы в урочище своим насморком)). Дальнейший путь до озера ничем не примечателен. Тропа местами есть, местами теряется в каменных россыпях. В любом случае путь очевиден - вдоль ручья. Ручей местами подпружен и его разливы похожи на маленькие озерца.

Тропа ведёт по травянистому склону и выходит на бугор, с которого видна часть озера Лунного. Как я и надеялся, озеро растаяло, хоть и не полностью. Отметка уреза воды на карте 2954, так что неудивительно, что озеро почти всегда во льду. В прошлом году примерно в это же время оно было полностью замёрзшим.

Нормальных стоянок вокруг озера практически нет. Мне удалось найти небольшой более-менее ровный пятачок на том бугре, куда я вышел с тропы. До воды приходилось немного пройтись, зато не так холодно - а у берегов просто ледяной воздух, несмотря на палящее солнце долго не просидишь. И ещё с бугра был прекрасный вид. Перевал Чегетчат с вершиной Кара-каи над ним, перевал Сулахат, гора Белалакая вдали и ещё много вершин, которые достоверно определить мне не удалось - я там ещё не бывал.

Я вдоволь погулял по окрестностям, ожидая подходящего освещения для фотографий. Поднимался на возвышенности и окрестные склоны, пытаясь увидеть как можно больше. Всё было красиво, я наслаждался отдыхом. Заодно привыкал к объективу, который моей дочери одолжил преподаватель в школе. Бюджетный, но с удобным диапазоном фокусных расстояний, 18-200. Очень хорошо для путешествий, но не очень хорошо для серьёзных фотографий. Позже, во время постобработки, я очень жалел, что не взял обычный китовый объектив - с ним на широкий угол снимать можно достаточно качественно. Но уж что есть, то есть.

Рядом с Лунным есть ещё три маленьких озерца. Они тоже частично покрыты льдом, довольно красиво. От них во всю ширину виден перевал Чегетчат, с которого я в прошлом году спускался, проходя с перевала Халега. В этом году снега намного меньше, нет такого неприятного козырька на седловине. Но не факт, что ходить стало проще - снежник обычно лучше, чем осыпь.

Ещё один перевал возле Лунного озера - Мыстыбаши. Он категорийный, вроде 1Б. Но я планировал туда подняться на следующий день и даже присмотрел несколько вариантов подъёма. С берегов озера перевал хорошо просматривается, подъём кажется вполне нормальным. Какой там спуск - не знаю, мне так и не удалось это проверить.

По мере наступления вечера самочувствие моё ухудшалось. Сначала я, как обычно, не обращал на это внимания и продолжал шариться по берегам и склонам, фотографируя и просто глазея на красоту. Но постепенно игнорировать ломоту в суставах стало невозможно, а потом ещё и спину так прострелило, что я минут пять не мог разогнуться после очередной попытки снять озеро с низкой точки. Кое-как, со скрипом, я доковылял до палатки и ещё долго не мог в неё влезть, вот была потеха! И так, и эдак я приседал и наклонялся, но очередной прострел заставлял меня замереть в страхе, обливаясь холодным потом. Кто знает, что такое остеохондроз, тот меня поймёт...

С трудом устроившись на карримате, принял всё, что можно. Кроме болей в спине начинала подниматься температура и опять напал неудержимый насморк. Каких я ещё животных рассчитывал тут увидеть? Распугал всех своим чихом)). Долгожданный свет уходил, а я лежал в палатке и трясся от озноба, проклиная всё на свете.

И тут я вспомнил про найденный в заначке коньяк. Бутылочка всего-ничего сто граммов, но мне и не надо больше. Хватило половины: уже минут через десять знобить перестало, потом отпустило спину, а ещё через десять минут я полез снимать облачное представление)) Конечно, я преувеличиваю силу горячительного: перед ним я принял серьёзные обезболивающие препараты. Но настроение улучшилось только благодаря заначке.

Ночь была тяжёлой: уснуть никак не удавалось. Мешал и насморк, и спина никак не позволяла нормально улечься, меня то в жар то в холод бросало и я постоянно выползал из спального мешка, чтобы через пять минут, стуча зубами, снова залезть обратно... Я долго маялся, понимая, что завтра придётся возвращаться, хотя в запасе был ещё одни день и план подняться на Мыстыбаши. Сильно светила Луна, мешая увидеть Млечный Путь. Но я всё равно сделал ночную фотографию, тем более, что было нечем заняться, а маяться в палатке я ужас как не люблю. Кое-как я всё же уснул под утро, допив остатки коньяка из заначки.

Запах кофе с утра привычно настроил меня на оптимизм, поэтому я какое-то время подумывал остаться ещё на день и сгонять на перевал. Честно говоря, такое желание больше подогревалось не приятным напитком, а страхом перед надеванием рюкзака))

Здравый смысл всё-таки заставил меня начать собираться: если станет хуже, я вообще не смогу унести ноги. Связи с лагерем тут нет, я проверял. Только с перевала Чегетчат в прошлом году мне удавалось вызвать по рации ребят, а тут, в озёрном цирке, рация бесполезна. Так что я встретил первые лучи Солнца, допил кофе и стал сматывать удочки.

Ночью, кстати говоря, было очень холодно. Палатка, трава и цветы, поверхность озера - всё было покрыто льдом на утро. Поэтому я не торопился, собирая вещи, ждал, когда всё растает и высохнет. Да и не мог я торопиться, особенно смешно было бы видеть, как я палатку складывал, кряхтя и матерясь на всю округу))

Вопреки моим страхам, рюкзак надевать было совсем не больно. Мало того, с ним даже стало легче! Я спокойно шёл и меня ни разу не прострелило, только после брода ручья пару раз и всё. А внизу, уже в долине Аксаута, я вообще был почти как огурец. Видимо, простуда вчера просто усугублялась высотой. Всё же потом я ещё пару дней недомогал и сопливил, пока совсем не поправился. Не повезло в этот раз, редкие выходные и так тупо простыл. Но Лунное озеро всё-таки посмотрел, да и кроме него красот хватало, так что жалеть не о чем. А перевал на потом оставлю, всё равно на озеро Каракёль пойду)).