По Малой Марке

или снова в строй

Почти ровно год прошёл с тех пор, как я поднимался к Загеданскому хребту по Речепсте. Тогда я здорово намучился, пыхтел и часто останавливался, виня себя за злоупотребление крепким кофе, неправильный образ жизни и все вредные привычки - даже те, которых у меня никогда не было. Не мог спать ночами, всё время задыхался и заставлял себя хоть немного поесть. Тогда я ещё не знал, что тяжело болен и думал о том, что виной всему высота и отсутствие дисциплины. Обследование после возвращения расставило всё по своим местам и я приготовился к худшему. Опыт и знания говорили мне, что шансов выжить почти нет.

Не в первый раз мне приходилось бороться за свою жизнь, но в первый раз это было так долго. Обычно вести затяжные бои приходилось за чужие жизни и оказалось, что это было гораздо проще. Было проще не отсупать - ответственность и чувство долга, профессиональная гордость и многое другое являлись хорошей мотивацией. С самим собой ты ничего никому не должен, на работу наплевать и вообще всё кажется совершенно неважным и ненужным. Так наступает отрешение и человек обречён.

Было всё: апатия и отчаяние, бравада и попытки не замечать приближение конца. Всё, что присуще обречённому человеку, только с поправкой на уже многократные наблюдения подобных ситуаций. Была и надежда - она всегда есть. Но помогло другое.

Любовь родных и близких, поддержка друзей и коллег не дали мне опустить руки. Все как один, они твердили мне - ты сможешь, ты справишься. Иногда я им верил, иногда - нет. Но, пока они меня поддерживали и любили, я не мог позволить себе отступать. Это и стало моим спасением.

Целый год изнурительного лечения, таблетки и инъекции, анализы и обследования - теперь это всё кажется так далеко. Сейчас я стою на гребне хребта и смотрю на сверкающий снегами Эльбрус. Мой хирург велел не надевать рюкзак хотя бы один месяц, я выждал полтора - чтобы не подвести его. Когда лямки давят на швы - мне больно, но я всё равно могу идти. Когда подъем слишком крут - я задыхаюсь, но всё равно могу идти. Я снова живой. Я вернулся. Спасибо вам всем, спасибо, дорогие мои!

Можно было просто валяться на диване два месяца, ожидая, когда затянется рана и перестанет мучить боль в боку. Но мне никак не сиделось. Я каждый день придумывал сотни причин, почему нельзя никуда идти и они каждый раз становились всё менее значимы. Приближение выписки и начала учебного года усугубили моё нетерпение и мы с Ди 25 августа рванули в долину Аксаута - к друзьям из горного клуба Эдельвейс.

Всю весну мужики упирались и старались, чтобы построить в долине настоящий базовый лагерь: с кухней, душем, туалетом и местом для обогрева и просушки. Я очень хотел помочь им, но, учитывая моё тогдашнее состояние, только мешался под ногами, нудел и ворчал, что "всё неправильно". Ребята добродушно терепели моё нытьё и молча продолжали делать дело. Моё участие сводилось к редким принести-унести и помыть-подмести, да и то не факт, что я реально помог...

Но, несмотря ни на что, ребята справились и лагерь заработал. По тропам снова ходят туристы, проходящим группам делаются заброски,"чёрные дровосеки" обходят наш полуостров стороной, люди уезжают довольные и счастливые и обещают вернуться. Почти как в старые времена. Дай Бог этому делу процветать и развиваться.

Мы приезжали в лагерь не раз, и всей семьёй и поодиночке, но ходить по горам я тогда ещё не мог. Сейчас же хотелось увидеть хоть немного, а настоящий поход затевать было всё-таки рановато. Присутствие лагеря в долине оказалось как нельзя кстати: рядом, в нескольких часах ходьбы, всегда на связи опытные люди, способные помочь, транспорт, аптека, тепло и еда. Можно ничего не бояться. Чтобы не уходить далеко от лагеря, я решил пройтись вверх по Малой Марке до озёр и заглянуть на Мухинский перевал. Подъём нарочно поделил на небольшие переходы по 5-6 км в день, чтобы не надрываться с непривычки, а спуститься за один день - с таким лёгким графиком мы прошли маршрут за 3 дня без вреда для здоровья. Налегке можно было бы вообще за день сбегать, но мне очень хотелось сходить с ночёвкой и обязательно "поймать" режимный свет на озёрах.

Заходили мы снизу, из долины Аксаута по Марке. Сколько про неё написано - переписано, а можно ещё написать и переписать столько же. На самом деле, очень красивое место.

Внизу, перед впадением в Аксаут, Марка разливается рукавами в сосновом бору, петляя между заросших мхами камней и холмов, образуя островки и заводи с растущими на них деревцами. Чуть повыше река течёт в тесном каньоне, с шумом пробиваясь через высокие пороги и перекаты, местами есть даже небольшие водопады. Красные скалы, сжимающие ущелье, исчерчены поросшими травой полками и украшены редкими соснами-бонсаями. Просто затеряный мир, того и гляди из-за очередного поворота выйдет какой-нибудь стегозавр.

А в месте слияния Большой и Малой Марки вообще сказочная картинка: голубая лента реки змейкой убегает вниз, оставляя одинокие сосны разговаривать с ветром на только им понятном языке. Чёрт возьми, да я тут поэтом стану))

Долина Аксаута очень большая, ехать от ближайшего населённого пункта, села Хасаут-Греческого, около двух-трёх часов, в зависимости от сосотяния дороги и погоды. У места впадения Марки в Аксаут и расположен лагерь Эдельвейс. Неподалёку стоит заброшенный посёлок Красный Карачай, где сейчас есть пара жилых домов. Но люди там находятся только летом, зимой сюда дороги нет.

Вечером мимо нашей стоянки у слияния прошёл турист и остановился на соседней полянке. Аркадий из Севастополя, археолог. Давно ходит в горы и на Кавказе уже не в первый раз. Ходил и по этим местам, сейчас решил освежить воспоминания. Очень приятный и интересный человек, мы немного пообщались с ним во время завтрака. Он рассказал о настроениях в Крыму - вопреки разным слухам, люди там воодушевлены соединением с Россией и никаких реакционных настроений нет. По крайней мере, Аркадий и его окружение очень рады этим переменам. Я рассказал ему про лагерь ребят и увлечении археологией нашего Анатолия. Аркадия это очень заинтересовало, надеюсь увидеть его ещё не раз.

Выше слияния, после выхода из леса, Малая Марка не так интересна. Просто альпийская долина, постепенно уходящая к скалистым гребням, под которыми притаились озёра. Подниматься было легко, Ди даже прихватила с собой булыжник и тащила в кофре с камерой. Позже, уже в палатке, я долго хохотал и грозился набить ей в следующий раз рюкзак потяжелее. А вечером на озеро опустился желанный закатный свет. Небо почти полностью очистилось от облаков, лишь за скалы Кынгыр-Чата зацепились небольшие кусочки, постепенно краснея в лучах заходящего Солнца.

Ночью было так холодно, что прихватило льдом камни у берегов озера. Я хотел поснимать рассвет, который был тоже красивым, но оказалось, что у меня замёрзла камера. Я вылез ещё затемно (полог палатки открывался, как дверь - даже поскрипел)), выбрал место для съёмки и уже предвкушал радость от захватывающих видов. Но, когда попытался сделать снимок, не смог даже включить камеру. Некоторые кнопки вообще не нажимались! Я сам виноват - когда устраивался спать, неудачно положил камеру недалеко от лица, забыл закрыть кофр и надышал туда конденсата. Ночью он замерз и я остался без рассветных кадров. Хотел было взять дочкин Никон, но, пока возился с объективами (она макро снимала), волшебный свет уже сменился серым морозным унынием. Ладно, в следующий раз.

Остальные озёра мы смотреть не пошли, так как в небе быстро появлялись облака, а нам очень хотелось увидеть что-нибудь с Мухинского перевала. Но заходить на него мы решили не прямо из долины - для этого пришлось бы сбросить и вновь набирать высоту - а пройти по хребту от перевала Кичи-Ауш. Насколько я мог судить по карте Гугла, по хребту шла дорога, по ней и планировалось пройти.

Оказалось, что дорога там и в самом деле есть, да ещё какая! Кто-то затевал в этих местах лыжную трассу и прорезал не одну, а целых три дороги. Теперь сюда возят туристов из Теберды прямо на джипах. А на высшей точке хребта валяется ржавый бугель, куча поленьев и стена из окаменевших мешков цемента. Так что, при желании, можно устроить пикник с пионерским костром и видом на Эльбрус)

На перевале Кичи-Ауш мы встретили трёх туристов, среди которых был седой дедушка. Этот "дедушка" даст фору любому молодому парню - ходит по горам давно и серьёзно. Сейчас проверяет очередной маршрут для организации походов в следующем году. Ребята предложили нам прогуляться до озера 2946, но Ди натёрла ноги и мы не пошли. К тому же мы не взяли защитный крем и уже начали чувствовать, как лопается кожа на носу и щеках))

Вернулись мы в лагерь очень вовремя: ребята из Москвы и Туапсе заварганили такой обед, что можно было проглотить язык. После даже такого небольшого похода было приятно принять горячий душ, переодеться в чистое и провести вечер у костра в приятной компании, а не рулить всю ночь, глотая эспрессо, купленный вместе с бензином на заправке. Всё-таки хорошая идея - строить лагеря для туристов в удалённых районах гор. И ведь идея не новая, когда-то всё это уже было. А потом куда-то пропало. Надеюсь, наш лагерь никуда не денется и мы сможем увидеть ещё множество красивых мест, которых так много вокруг долины Аксаута. И навестим дорогих друзей!