Хызыр-Кёль и Кынгыр-Чат,

или за Эльбрусом в озере.

Мы все о чём-то мечтаем. По крайней мере, строим разные планы, пытаемся их реализовать, что-то делаем. Или не делаем и с сожалением думаем, что задуманное никогда не сбудется. Но если не позволять себе таких мыслей и постоянно стремиться к цели, то и планы, и даже мечты всегда сбываются.

Очень давно мне хотелось найти место, где в безупречной глади горного озера отражается Эльбрус. Не потому, что он особенно красивый, просто это значимая гора. Фотографий его достаточно много, но вот над озером его вершину увидеть можно достаточно редко. Поэтому мне всегда хотелось увидеть и снять Эльбрус именно в таком виде, возвышающимся над окружающими горами и с озером на переднем плане. Мест таких мало, я всего три могу припомнить. Одно из них - озеро Хызыр-Кёль в долине реки Гидам, под горой Кынгыр-Чат в Карачаево-Черкесской республике. Давно я присматривался к этому месту, но как-то не получалось туда выбраться, несмотря на то, что я относительно близко к этому месту ходил не один раз. Наконец, пришло время осуществить ещё одну мечту и в начале июля 2019 года я отправился в путь.

Сложность затеи состояла в том, что гора Кынгыр-Чат и её окрестности часто закрыты облаками, так же как и вершина Эльбруса. Расстояние там от озера до самой высокой точки Европы значительное, поэтому и погода нужна почти идеальная, чтобы увидеть гору. По прогнозу же всю неделю дожди-грозы-пасмурно обещали... А для фотографии нужен и свет подходящий, Солнце там весь день от Эльбруса светит и ничего путнего снять не выйдет. Но я запланировал поход таким образом, что у меня был как минимум один вечер и одно утро для съёмок, а на всякий случай ещё один запасной день.

Кроме фотографии, мне нужно было проверить удобство прохождения перевала Кынгырчат. Информации об этом в сети не очень много, группы там ходят, но пишут редко. Мне было заранее известно кроме категорийности и высоты лишь то, что нужно проходить по гребню от вершинки 3349 до осыпного склона, по скудным описаниям там должны быть разрушенные скалы и ничего сложного. Вместе с тем я читал отчёты и тех, кто так и не смог пройти перевал и немного беспокоился: возвращаться назад по пути подъёма не очень хотелось.

Маршрут я решил пройти точно по треку неизвестной мне группы, который начинался от трассы недалеко от пос. Верхняя Теберда, далее через перевал Ачхиштара вёл в долину реки Гидам, в верховьях которой расположено заветное озеро Хызыр-Кёль с видом на Эльбрус, потом от озера подъём на перевал Кынгырчат, где обозначены два варианта по сложности: 1А и 1Б. По какой стороне посчитана сложность я не знал. Ну а за перевалом путь идёт мимо озера Кынгыр-Чат в долину Аксаута, которую я знаю уже как свои пять пальцев. Навигатора у меня так и нет, я всегда хожу по бумажной карте или вообще по памяти, но в этот раз решил воспользоваться навигацией OsmAnd в смартфоне. Версия программы у меня бесплатная, без горизонталей, о чём я пару раз жалел. Впрочем, я не сильно полагался на технику и, как позже выяснилось, не напрасно.

схема маршрута Теберда-Гидам-Аксаут

Сразу уточню: я нарочно не указываю названия объектов так же, как они подписаны на карте. Ну не поворачивается у меня язык назвать Кынгыр-Чат с окончанием на "д"! Нет такого слова, насколько мне известно. Чат означает "ущелье" или "ручей". Чад - это в Африке вообще. А на Кавказе - чат. Простите мне такую вот непоследовательную педантичность, это не всегда так))

С заброской и выброской с маршрута у меня теперь проблем нет. Моя старшая дочь Диана вышла замуж и живёт в станице Зеленчукской. То есть вместе с походом я ещё и детей и внучку навестил, а Сергей, муж Дианы, подвёз меня до точки старта. Выход же с маршрута ведёт прямиком на базу Эдельвейс, куда к моему возвращению должны были приехать друзья. Короче говоря, сплошные удовольствия, не даром в отпуске три года не был!

Пока гостил у детей, разглядывал с их балкона Эльбрус и массив Кынгыр-Чат. В старенький "отвёрточный" телеобъектив мне удалось рассмотреть путь спуска с перевала. Издалека, признаюсь, выглядит довольно жутко. Если угодить там в грозу или туман, будет ого-го. Но не отказываться же из-за такой ерунды от заветной мечты!

Утром 3 июля едем с Сергеем в Верхнюю Теберду. Точка старта находится в нескольких километрах за посёлком, там от трассы вверх ведёт просёлочная дорога. Тепло прощаемся и я начинаю подъём. Облаков нет, несмотря на ранний час Солнце палит беспощадно: это я из Краснодара жару привёз, накануне стояли довольно прохладные деньки и шли дожди. Впрочем, дорога почти сразу уходит в лес, где можно кое-где спрятаться в тень. Вместе с тем, подъём достаточно крут и попотеть приходится изрядно.

Поднимаюсь неожиданно быстро. Я давно уже не то что в горы, пешком вообще не ходил: езжу на работу на машине, спортом не занимаюсь, да ещё вредных привычек море. Но иду как-то. Тяжело дышать стало где-то на пятой сотне метров по вертикали. Отдохнул и дальше. Так и шлёпаю потихоньку.

В одном месте я плутанул. Дорога местами разветвляется, обходя заболоченные участки или слишком крутые подъёмы. Видно, что поверх старой прорезана новая дорога и она не везде с ней совпадает. Но дороги всегда сходятся после сложных участков. А в одном месте, чуть ниже родника (обозначен на карте Osm), развилка уже оказалась настоящей. Я попёрся направо, повинуясь какому-то привычному моральному правилу (ну как бы нехорошо примерному семьянину налево-то ходить) и ушёл в сторону ручья. Дорога через пару сотен по вертикали привела к стоянке лесорубов. От стоянки дорога уходит на другую сторону горы, какой там рельеф я не помнил, на моей Osm-карте этого не видно. Тут-то я и пожалел о своей жадности, купил бы дополнение к программе - знал бы, можно ли идти дальше. А так пришлось сначала продираться через густой лес (не желая терять набранную высоту, решил пройти траверсом), а потом спускаться вниз. Вышел я на дорогу уже как раз около родника.

В описаниях ходивших тут ранее групп указывалось, что дорога ведёт лишь до старого коша и потом надо искать тропу. Я же вышел по дороге прямо на альпику и только там, под склоном горы Лысой, увидел кош. Видимо, этот кош построен недавно и к нему прорезана новая дорога. Старый кош я так и не увидел.

Вопреки моим ожиданиям, я поднялся быстро, всего за три часа с копейками. И это с блуканиями по лесу. Идти дальше мне было не нужно, следующая нормальная стоянка могла быть только за перевалом Ачхиштара без видов, под перевалом я не знал, найду ли воду, кроме того, набирать в первый день больше километра было бы неправильно с точки зрения акклиматизации. Да и силы мои уже иссякли, что-то разбежался в этот раз.

Пока сидел и думал, где поставить палатку, из леса к кошу вышли коровы, а за ними ещё и козы. Пришлось отойти подальше, почти на самую верхушку той лесистой вершинки. Там и вода чистая, а тот ручей, вдоль которого выходит на альпику дорога, загажен скотиной - он течёт прямо через кош. Овчарки старательно меня облаивали с пол-часа, но не приближались, а потом и вовсе убежали. Коровы же, по обыкновению, периодически приходили знакомиться, держась, к счастью, на расстоянии, поэтому стоянка моя оставалась чистой и терпеть запах не пришлось.

Стоять на бугре за вершинкой ещё и потому удобнее, что там меньше дует. Основной ветер с перевала Лысого идёт примерно вдоль дороги. Ну и вообще как-то уютнее, деревца торчат и вид красивый. Кому очень надо, можно и костёр разводить, чуть спуститься за дровами или до опушки пройтись. Я костра не делал, не хотел траву портить и дымить. И так было тепло.

Прямо со стоянки можно разглядывать некоторые горы и перевалы на противоположной стороне Теберды. Я их пока не знаю, но выглядят заманчиво. Правда, закатных видов тут нет. Но на рассвете есть перспективы на хорошие кадры, если удачная погода будет. У меня утром была дымка, так что эффектных кадров ни вечером, ни утром не вышло. Но я сюда не за тем шёл, так что и на том спасибо!

На следующий день выхожу как можно раньше: очень не хотелось попасть в козий трафик. Кто ходил по тропе со стадом, тот поймёт. Тропа от дороги идёт либо мимо коша, либо прямо по холму перед ним и уходит в лес. Ещё одна тропа идёт за лесом от самого коша, но там ходить - собак будить, будут целый час гавкать и бежать следом потом. Я пошёл лесом.

Вскоре тропа из леса снова вывела на альпику, где я заметил одинокую козу возле каменной гряды. Что она тут одна делает? Подумал сначала, что это дикая турица, очень похожа издалека. Но потом в телевик разглядел светлую шерсть на морде и хвосте. Домашняя. А после и причину её уединения удалось заметить: в траве под козой копошился новорожденный козлёнок. Минут пять он пытался подняться, потом подкрепился мамкиным молоком и бодро побежал за ней следом - коза всё время меня видела и заметно нервничала, так что когда малыш пришёл в себя, сразу решила уйти подальше. Я всё это время сидел на месте, стараясь не напугать их: чужой всё-таки. Коза хоть и домашняя, но в такой момент лучше не тревожить животное.

Из-за этой приятной задержки я не заметил, как меня догнали остальные животные. Козы ловко обошли меня по крутому склону, им это не сложно, а коровы, как танки, пёрли на меня по тропе. Следом налетели овчарки и принялись за своё. Оглохший от собачьего лая и обалдевший от коровьего аромата иду выше, где есть ещё тропка. Там их, как и везде на горных пастбищах, много и они ведут в итоге к основной. На перевал от основной тропы отходит еле заметная в моё время достаточно заросшая тропка, основная же тропа траверсом идёт далее на север.

У поворота на перевал меня догнал пастух верхом на коне. С ним прибежали овчарки и опять было начали гавкать, но хозяин грозно на своём языке приказал им помалкивать. Поболтали с ним маленько о том-о-сём. Коза его оказалась, он её и искал. Я ему рассказал, что как раз родила и ушла к своим. Он поблагодарил и поехал вниз к стаду, напоследок сказав, что сам ни за что по горам пешком ходить не стал бы. Мы посмеялись и я поплёлся дальше.

Погода была хорошей только на "моей" стороне хребта. С перевала Ачхиштара открывается неплохой вид, даже вершину Эльбруса видно немного. В долине Гидама за перевалом царила тьма и холод, надвигалась гроза. Я поснимал немного, посмотрел записку в туре (сфотографировать забыл, проходили тут последний раз вроде бы в мае этого года) и поспешил вниз, так как уже начинался дождь. Над Тебердой при этом стояла по-прежнему малооблачная погода, а внизу, скорее всего, вообще была жара. Мне же на перевале приходилось прятаться за камни от дождя и ветра и утяжелять камеру на штативе, чтобы её не сдуло к чертям обратно вниз.

Из-за грозы пришлось упаковать камеру и тащиться в дождевике по долине Гидама без фотографий. Спуск с перевала ничего сложного из себя не представляет, просто идёшь и всё. Тропа есть, ведёт в обе стороны - вниз по долине и в сторону озёр, но там сначала всё-таки приходится сбрасывать высоту, причём достаточно много. А потом, само собой, снова набирать, причём по другой стороне реки. Брод по камням - в моё время воды было мало, несмотря на ливень. Местами в реку впадают ручьи, вытекающие прямо из-под земли. В который раз они меня заставляют гадать: откуда в горах берётся вода?

Ливень и гроза сменились противным моросиловом, а затем вообще плотным туманом. Ориентироваться в долине особенно не нужно, но и таскаться с рюкзаком по всем складкам рельефа не хочется. Тем более на подъёме. В одном месте я даже засомневался, куда идти: посреди долины возвышался пупырь, по обе стороны которого текли ручьи. Пошёл опять направо)) Но на этот раз правильно: поворот долины не даст ошибиться, если уйти налево от пупыря, Эльбрус ниоткуда видно не может быть. А я точно знал, что с озера Эль виден.

Пупырь заставляет ещё набирать, вот уже выполаживание, может быть, озеро рядом? Точно, сквозь набежавший туман вижу водную гладь... Только какую-то мутную. Маленькое озерцо. Ну, вроде бы так и должно быть: малое озеро, а чуть выше по течению Гидама - собственно Хызыр-Кёль. Но что-то это малое совсем уж малое, да и грязное. Больше на водопойную лужу похоже. Берег заболочен, кругом следы коров и не только следы... Иду выше. О! Озеро побольше и чище. Наверное, оно. Но что-то я себе его иначе представлял. Дождь снова усиливается, со стороны Кынгыр-Чата заходит гроза. Быстро ставлю палатку, предусмотрительно только верх, рюкзак не разбираю. Сижу под тентом, жую микросникерс. Ничерта не видно.

Наконец, гроза ушла вниз по долине, утащив за собой треклятый туман. Я вылез из палатки и понял, что это явно не Хызыр-Кёль. Это и есть малое озеро, а то, что ещё меньше - вообще на картах не нарисовано и даже не озеро. Будь на моей "карте" в OsmAnd горизонтали, я бы сразу понял, что между озёрами перепад высоты есть... Тьфу ты, чёрт! Хорошо, что не стал раскладываться! Быстро собираю тент и валю наверх. Там ещё одна ступень метров в пятьдесят по вертикали и пол-километра до настоящего озера. Залез уже без энтузиазма, как-то всё стало тяжело и неохотно... Но тут увидел искомое озеро и на душе полегчало. Настоящее, чистое и достаточно большое, чтобы считаться реальным озером. Правда, пока непонятно, видно с него Эльбрус или вообще хоть что-то: тумана нет, но облачность довольно низкая, даже вершины замыкающего долину гребня скрывает.

Найти место под стоянку оказалось не очень просто даже с моей маленькой палаткой: ровных площадок немного. Но мне удалось найти более-менее подходящий пятачок там, где по расчётам должен быть вид на Эль прямо из "окна". Пока возился, снова набежал туман и мне пришлось обедать (или ужинать? всё равно ем только раз в день, какая разница)) в скучной серой пелене. Но ближе к вечеру видимость стала появляться, сначала открылась долина, потом и дальние хребты. Эльбруса по-прежнему не видно. Вот уже и темнеет, а его всё нет. Эх, неужели мне не повезёт? Ставлю камеру на штатив, делаю несколько длинных экспозиций и с надеждой вглядываюсь в увеличенное изображение на экранчике...

Есть! Е-ееесть!!! Над облаками высоко в небе парит, словно летающий остров, вершина высочайшей горы Европы. А внизу под ней покрытое рябью озеро. Место правильное, осталось "поймать" погоду. С большой надеждой укладываюсь спать, не забыв при этом принести местным духам в жертву пару глотков успокоительного, заботливо сделанного в далёкой Шотландии)) Иначе так бы и просидел в ожидании света всю ночь.

Ночью снова была гроза, поэтому, когда в три часа заголосил гимном любимой родины телефон, я не хотел вставать. Было уже тихо, но я не верил, что есть хоть какая-то видимость. Лениво напялил одежду, взял кофр, заранее достал сигарету из пачки и приготовил зажигалку. Думал, сейчас покурю, заварю кофе и буду сидеть, размышляя о своей несбыточной мечте...

Я так и не закурил. И кофе не сварил. И никаких мыслей в те минуты не припомню сейчас, были ли они вообще? С незастёгнутой курткой и с незавязанными шнурками я с волнением мостырил на прибрежных камнях штатив, матерясь на примёрзшие клипсы и коченеющие от металла пальцы. Кое-как открутил полярик, забытый на объективе с вечера, настроил камеру и с замиранием сердца уставился на свою мечту. Ещё одна сбылась-таки. Из-за ветра и ряби отражения в воде не было, но это было всё-таки то, что я ждал. Огромная гора во всю свою величину возвышалась над окрестными хребтами, а под всем этим великолепием плескалось горное озеро.

Облаков в те минуты совсем не было, свет был не очень удачным и по-настоящему красивой фотографии сделать было невозможно, это я уже понимал. Но я был всё равно рад и благодарен природе, что мне выпал хоть такой вид, учитывая неудачную погоду. Я даже таймлапс снимать пытался, надеясь на игру света. Но Солнце восходило мне навстречу, а предательские облака всё наползали на Эльбрус, так и не сыграв в рассветных лучах. Мечта сбылась, а счастье, как всегда, было мимолётным. Но я успел его почувствовать. А потом уже сидел с кофейком, наслаждаясь видом из "окна", жалея, что дома такого нет.

Вскоре, буквально через час-полтора, Эльбрус был полностью скрыт облаками, а Солнце светило прямо в глаза. Я немного посомневался: остаться ещё, в ожидании более удачного света вечером и следующим утром, или идти дальше. Лишний день у меня есть. А вот погоды вряд ли стоило ждать хорошей: несмотря на довольно холодные ночь и утро, росы почти не было, облака слишком быстро набегали как со стороны Теберды, так и за Кынгыр-Чатом. Уларов не слышно было ни вечером, ни утром. И вообще как-то подозрительно тихо. Видимо, скоро опять будет гроза. А мне нужно пройти незнакомый, возможно, сложный перевал. И за ним ведь ещё одно, большое, ни разу мной не снятое озеро Кынгыр-Чат. Кто знает, может там будут кадры?

Решаю идти дальше. Набегающие облака из-за перевала заставили меня поторопиться и уже в семь утра я шёл наверх. Тропы я не видел нигде, поднимался просто серпантином по склону. Чем выше, тем круче. Перевал там из двух седловин, между которыми возвышается вершинка 3394. Правая седловина значится как 1А, левая - 1Б. С какой стороны, с моей или с другой считали сложность, я не знал. Подниматься приходится по осыпному склону, местами очень круто и камни живые, но с палками вполне проходимо. Думаю, на правую седловину подниматься было бы проще, но мне лениво было траверсить туда, так и влез на левую.

На перевале висел карниз из плотного прошлогоднего снега. В том месте, где я поднялся, то есть слева от вершинки 3394, спуститься без снаряжения невозможно: вниз уходит крутой кулуар, забитый твёрдым, как лёд, снегом. Не знаю, 1Б это или ещё чего похуже, но тут я точно не полезу. Мне в своё время хватило страха на Чегетчате, а там был не такой отвесный снежник. Порылся в туре, записка была от группы из Новороссийска, проходили в августе прошлого года. Видимо, нечасто тут организованные туристы появляются. Пишут, пошли искать спуск к озеру Кынгыр-Чат. Вроде бы не слышал я о пропавших в прошлом году туристах из Новороса, значит, нашли-таки спуск. Ну и я, стало быть, как-нибудь слезу. Проверяю телефон - обещал с перевала дать знать о себе родным - связи нет. Иду траверсом по спине вершинки 3394 к седловине, что значится как 1А. На середине вершинки телефон пищит, мол связь есть! А меня догоняет туман из долины Гидама... Ладно, сейчас добегу до превального седла и отзвонюсь своим...

На перевале связи уже не оказалось. Чёрт бы побрал этот Билайн! Сколько раз хотел Мегафона симку прикупить, в горах у него покрытие получше. Ладно, сейчас по рации на базу сообщу, а ребята по спутниковому телефону моим передадут, что всё в порядке. Лезу за рацией. Чёрт! Батареи нигде нет! Вспоминаю, как лихорадочно менял батарею в камере, а там рядом и от рации батарея была. Похоже, горным духам в жертву не только шотландский купаж достался)) Ну ладно, для них даже новенькую батарею от рации не жалко. Только вот сообщить о себе я теперь не могу. Возвращаться на вершинку некогда - гроза гремит уже рядом, туман закрыл Хызыр-Кёль, к перевалу подбирается. Надо скорее спуск искать.

Осматриваю гребень, идущий от седловины вниз, разделяя долины Малого Колчата и Кынгыр-Чатсу. С перевала невозможно просмотреть склон со стороны озера Кынгыр-Чат, а с другой крутовато и много скал торчит. Решаю идти по верху и там сориентироваться. С седловины надо сразу налево идти, под вершинку 3394, там по полочке есть хороший спуск и проход на гребень. Дальше пока не видно что как.

перевал кынгырчат

Далеко по верху гребня уйти не вышло: он местами совсем разрушен и представляет собой этакие плиты, перемежающиеся провалами. По плитам можно сколько угодно гулять взад-вперёд и даже палатку поставить, но слезть не везде получится. Зато чуть ниже идут осыпные полочки между рядами разрушенных скал, по этим полочкам достаточно удобно идти. Причём со стороны озера Кынгыр-Чат идти безопаснее, по крайней мере мне так показалось в начале спуска, а потом я уже не мог видеть, что с другой стороны гребня - там почти всё время спуска стояла стена плотного тумана, временами переваливающая гребень.

Поначалу я бодренько так побежал, переходя с одной полочки на другую, когда они заканчивались обрывом. Однако радость была недолгой: туман периодически накрывал весь гребень и приходилось останавливаться, так как идти без видимости небезопасно. Полочки всегда ведут в опасные кулуары или вообще внезапно заканчиваются обрывом, либо упираются в скалу, которую обойти нельзя. В одном из отчётов так и застряли тут ребята, поднимавшиеся от озера Кынгыр-чат, и в итоге ушли в долину Кынгыр-чатсу. Подтверждаю: в туман ходить перевал Кынгырчат реально опасно и лучше выждать нормальной погоды. Мне, как ни странно, помогала приближающаяся со стороны Аксаута гроза: порывами ветра туман сносило за гребень и я успевал пройти несколько десятков метров. Один раз только я надолго завис в "молоке" и уже начал подумывать вернуться, так как успел вслепую зайти в саму настоящую ж... Но и назад пути не было видно. Вот и сидел в той самой, целых пол-часа, даже замёрз. Смешно было увидеть очевидный проход буквально метрах в пяти от меня, когда в очередной раз сдуло туман. Причём там я увидел следы туров, и далее пошёл быстрее: они явно знали дорогу. Но следует помнить: эти козлы могут и по отвесным скалам пешком ходить, а вот туристы - вряд ли!

В одном месте я увидел значительное понижение в гребне и уже было подумал, что там начинается осыпной спуск к озеру. Проверил по треку, точно, тут проходит... Но там очень круто, никакой сыпухи нет, только скальный кулуар идёт вниз. Что-то не так. Не может этого быть. Смотрю трек далее - точно, он явно не совпадает с картой или наоборот и проходит прямо по озеру дальше. То есть метров на пятьдесят как минимум сдвинут южнее. Писали-то его не смартфоном, а навигатором. Так что идём далее, тем более уже вовсю ветер воет, туман далеко улетел и вместо него дождь начинается.

Когда я дошёл до места спуска с гребня, ветер был почти ураганный, гремел гром и я поспешил вниз, сделав лишь пару снимков в обе стороны, а так же осмотрел далее идущий гребень, по которому теоретически можно пройти как на перевал Кёльчат восточный, так и западный, но гроза мне не оставила выбора. Из того, что я разглядел, стало понятно, что далее лучше идти прямо по гребню или держаться как можно выше, траверсом там слишком круто и опасно. Но утверждать не берусь.

Спуск с гребня в начале очень крут и проходит по мелкой, около 1-2 см, сыпухе. Палки в неё уходят "по самое не могу", но держат. Подниматься тут было бы очень трудно. Сильный ветер поднимал эти мелкие камешки и нёс их мне в лицо, даже за шиворот налетело. Начавшийся ливень вообще расквасил всё это в кашу и я буквально съехал вниз на пятках до более крупных камней. Сверкающие молнии заставляли поторопиться: чёрт знает, куда она в следующий раз влепит. А вот ураганный ветер вообще наделал делов: расшевелил камни на скалах и они полетели вниз. А внизу я иду. Иду и прячусь за рюкзак. Камни знай себе по нему барабанят и свистят мимо. Один не стал мимо лететь и вмазал мне в левый локоть, даже выбил палку. Палка улетела в стену дождя и я с ней мысленно попрощался, хотя в тот момент мне на неё вообще наплевать было: миллион мошек впились в моё предплечье - камень угодил прямо в нерв.

Матеря всё на свете, ковыляю с одной палкой дальше. Озеро не видно, но идти понятно куда - только вниз. О! Моя палка. Лежит и дожидается хозяина. Теперь веселее пойдём... Добежал до озера, гроза пока не стихает. Устраиваюсь на камне и курю. Хорошооо... Только вспотел весь, старый дождевик уже не "дышит" совсем. Наконец, ливень прекратился, гроза ушла в долину Гидама. Осматриваю пройденный путь, убеждаюсь, что тогда в понижении, которое трек указывал, идти было нельзя: лететь там и кувыркаться. Да и тот снежник с 1Б выглядит снизу весёленько.

Любоваться перевалом долго не вышло - опять туманом всё закрыло. В этих местах вообще часто всё в тумане, так что перевал проходить лучше с запланированным дополнительным временем. И вообще я не очень понял категорийность перевала. 1А - это вот тут? Или только с той стороны? Тут что-то мне не показалось 1А... Впрочем, я не силён в категориях сложности и спорить не стану. Проскочил и слава богу.

Озеро Кынгыр-Чат довольно большое. Места вокруг суровые, с одной стороны нависают почти отвесные скалы массива Кынгыр-Чат, с другой высокий травянисто-осыпной склон пика 3207. Лишь в том месте, где из озера вытекает ручей Малый Колчат, есть просвет и можно увидеть хребет Мысты-Баши за долиной Аксаута. Я рассчитывал посмотреть именно туда и сделать фотографию. Но погода была явно против моих планов. Не только хребта, но и противоположных берегов озера видно не было. И, судя по всему, сегодня видно не будет.

Кроме всего прочего, я ведь так и не сообщил о себе, о чём мы строго условились. Массив Кынгыр-Чат отлично виден с Дианкиного балкона, так что семья моя наверняка была в курсе, что тут нелётная погода, а я как раз иду перевал. Пришлось мне крепко призадуматься. И фотографию хочется, и сидеть тут зря в тумане лень, да ещё жена там переживает. Как нарочно нашлось хорошее место под палатку с нужным видом в сторону дальнего хребта. Хотелось остаться.

Но я пошёл в лагерь. Видимо, старею. Не припомню за собой ранее такой рассудительности)) Конечно, уходил нехотя и с сожалением, но оглядываться не стал. Решил уходить, так чего там сомневаться.

От озера Кынгыр-Чат путь в долину Аксаута прост и очевиден. Есть несколько троп по обеим сторонам реки. Лучше всего сначала идти орографически правым берегом, а чуть ниже малого озера (недалеко от которого есть кош, который почти всегда пустует и может служить хорошим приютом в непогоду) перейти на орографически левый берег. Ниже ручей становится достаточно бурным и перейти его будет не так просто. Раньше у нижнего коша под водопадом был мостик, но его года два-три назад смыло. Иногда, как и в этом году, прямо под водопадом есть снежный мост, но ходить по нему не всегда безопасно.

К слову о водопадах. Тут их на самом деле несколько. Кроме большого на ручье есть пара водопадов поменьше, но тропа их обходит стороной и не все это знают. А ещё на впадающих ручейках есть многоступенчатые каскады и довольно высокие водопады, но к ним подойти сложно: склоны, по которым они стекают, очень крутые. Я всю дорогу вдоль ручья щёл под дождём и не снимал. Лишь в самом низу, уже почти в конце долины, на пару минут выглянуло Солнце. Я тут бывал раньше много раз и не особо расстраивался из-за погоды. Фотографий водопада у меня и так полно, а сейчас так холодно и мокро, я устал и уже хотел поскорее прибежать на базу, принять горячий душ и переодеться в сухую одежду. Видимо, в самом деле старею? Нет! Нет и ещё раз нет! Просто надоел противный дождь))

В лагере как всегда было хорошо, меня встретили, накормили и обогрели. По спутниковому телефону я сообщил родным, что в порядке и стал дожидаться друзей. Немного жаль было, что не сфотографировал озеро Кынгыр-Чат, но в лагере стало ясно, что мне это вряд ли удалось бы сделать: весь день было пасмурно, как и в следующий. Но озеро никуда не денется, я смогу ещё туда сбегать. А в этот раз я сделал главное - увидел отражение Эльбруса в горном озере, о чём давно мечтал. Так что мечтайте, друзья! Мечты всегда сбываются.