Хребет Мысты-Баши. Июль 2016.

Перевалы Халега и Чегетчат.

Как я уже упоминал ранее, в этом году моей основной целью были озёра хребта Мысты-Баши, который отделяет долину Аксаута от Марухи и находится в Карачаево-Черкесии. Многие озёра на этом хребте относительно редко посещаются туристами, хотя с их берегов, судя по карте, должны открываться перспективные пейзажные виды.

Я планировал пройти сразу несколько крупных и не очень озёр и заглянуть в долину на хребте, где сгруппировано сразу несколько водоёмов, напоминающих пятиозёрье в верховьях Ацгары, где мне посчастливилось побывать пару лет назад. Путь туда не обещал быть очень сложным, однако необыкновенно снежная весна и прохладное лето в этом году спутали мне все карты. Снега в то время, когда я запланировал поход, всё ещё оставалось очень много и была высокая вероятность увидеть озёра подо льдом. То есть, говоря проще, не увидеть этих самых озёр.

Но разведанный ранее, в июне, путь на хребет из долины Аксаута давал мне возможность сойти с маршрута в том случае, если делать там будет нечего. Поэтому я начал свой маршрут так, как и планировал, предполагая решить на месте, стоит ли идти весь путь или уйти.

Чтобы увидеть нужные мне места, нужно было подняться на перевал Халега, пройти после него малоизвестный перевал Чегетчат, потом перевалы Ташлык, Рассыпной и Десятиозёрный. Названия могут быть спорными, т.к. взяты из описаний туристов, ходивших тут ранее. Так или иначе сложных перевалов на маршруте нет, протяжённость небольшая и можно было бы поснимать вволю. Но снежная обстановка и погодные условия позволили мне немного: после перевала Чегетчат я решил уходить вниз. Но - обо всём по порядку.

Традиционно в долину я приехал с ребятами из клуба Эдельвейс, оставил в их базовом лагере отдыхать свою семью и отправился в путь. Ребята подвезли меня до автомобильного моста через Аксаут, где на тот момент заканчивалась возможность автомобильной заброски.

Дело в том, что существовавшие ранее переправы через Аксаут выше по течению, по слухам, давно разрушены и все группы вынуждены переходить реку вброд. Аксаут этим летом настолько бурный, что даже группой переходить его очень опасно. Одиночкам соваться в эту мясорубку - форменное самоубийство. Поэтому мне пришлось топать от автомобильного моста до начала тропы "лишних" семь километров по дороге. Как оказалось позднее, это было напрасной тратой сил и времени.

Погода шептала и я довольно быстро продвигался. Задерживали только частые броды ручьёв, стекавших с хребта. В июне мы легко проходили их кто по камням, кто просто по воде. Теперь они были глубокими и достаточно бурными, так что пришлось потерять больше времени - обувь мочить очень не хотелось)

Выйдя на очередную поляну, на которой стоял красный бульдозер и ещё зелёный вагончик, я заметил в прибрежных зарослях какие-то бетонные блоки. Каково же было моё удивление, когда я увидел действующий пешеходный мост! Все в голос утверждали, что он давно разрушен, а мост висит себе и ничего об этом не знает. Впрочем, было очевидно, что его починили относительно недавно - может в прошлом году, а, может быть, в текущем. Как бы то ни было, теперь заброску к тропам на Халегу и Северокаракайский перевалы можно значительно упростить. С правого берега мост можно найти, ориентируясь на серый вагончик, стоящий недалеко от дороги. Кроме того, мост обозначен на картах генштаба (10/0,5Т).

За поляной с мостиком дорога постепенно вырождается и переходит в тропу - тут уже никакой транспорт не пройдёт. Временами виден Аксаут главный, кажется, что тропа ведёт прямо к нему. Но потом она уходит вверх, поворачивая в долину реки Халеги. В этом месте также есть обширная поляна, на краю которой стоит добротная рубленная усадьба с баней. Хозяев я там не застал, так что не знаю, что там за дом и кому принадлежит. От дома к Аксауту идёт дорога, видимо, к броду - я не проверял, пошёл дальше, на Халегу.

Тропа вдоль Халеги хорошо набита и везде читается легко. Подниматься нетрудно, разве что первый день похода давал о себе знать и я немного задыхался на крутых подъёмах. Коварные слепни, норовя ужалить в спину, тоже вносили некоторый дикомфорт.

В одном месте на ручье есть довольно мощный водопад. Его бы снизу снять утром на длинной выдержке! Но некогда, надо идти выше. Вот уже и кош, который несколько лет был заброшен. Сейчас он снова действует. Приветливый пастух по имени Юсуп напоил меня айраном и подсказал, как быстрее пройти на тропу через заросшее лопухами пастбище. Как и многие в этих местах, Юсуп при малейшей возможности выбирается на Марухский ледник для поиска и захоронения останков солдат, погибших здесь во времена Великой Отечественной Войны. В этом году снега очень много и ледник пока не отдаёт своих жертв. Но их там, к сожалению, ещё немало.

От коша тропа ведёт через поляну с лопухами и вскоре поднимается круто вверх, где выходит на небольшую морену. После морены становится видно последний перед озером цирк, над которым грозно возвышается серая громада Какра-Каи. Тут расположено крупное древнее городище на берегах ручья. Анатолий нашёл в этом месте немало артефактов, от наконечников стрел до украшений, все они сейчас хранятся в музеях. Кому интересно - ищите, вряд ли Анатолий всё подобрал))

Тем временем, пока я глазел по сторонам, из-за Кара-Каи послышался гром. Я сначала решил, что это камнепад, коих с неё сыпется множество, но потом свежий ветерок и гром поближе дали мне понять, что погода меняется. Добежав до озера, я едва успел поставить палатку, как началась гроза. Как положено, с градом и шквальным ветром. Продолжалась она совсем недолго, минут двадцать. Но вот закончилась странно: я оказался в тумане. Обычно после грозы небо очищается и воздух становится прозрачным, поэтому после гроз получаются красивые фотографии. А тут облако застряло над озером и я оказался в сырой серой пелене. Впрочем, всё равно пора было и об ужине подумать.

Позже, уже перед самым закатом, облако, наконец, улетело и я немного поснимал озеро Халега. Кстати, на самом деле правильно перевал Халега, а за ним и всё остальное, называется Халег-ауш, что буквально означает "крутой перевал". Это мне поведал коренной местный житель, Хусейн. Он всё время смеётся над названиями топографов, а вместе с ними и над нами - туристами.

Тихая погода продолжалась недолго и сразу после заката началась гроза. Несколько раз выпадал снег и его несколько раз смывал дождь, лишь вершина Кара-Каи оставалась поседевшей все последующие дни, пока я её видел. Дождь лил всю ночь и всё утро, так что я вынужден был куковать в палатке до обеда следющего дня, лишь иногда выбегая размять ноги и поснимать виды озера и памятники. Памятников несколько, рядом набросаны ржавые гильзы и всякие железки неизвестного назначения. Тут же я обнаружил причину топонимической путаницы. Дело в том, что мне неоднократно приходилось читать отчёты и описания, в которых это озеро называют Патронным. А на картах Патронное в другом месте, хоть и рядом. Оказалось, что на берегу озера Халеги лежит памятная плита, на которой озеро названо Патронным. Вот и думай теперь: или плита не в том месте, или карта врёт))

Измаявшись от безделья в палатке на следующий день, я был несказанно рад, когда ненадолго закончился дождь. Оперативно собравшиь, быстро выдвигаюсь к перевалу. Тропа почти полностью открыта, лишь последний взлёт к перевалу укрыт некрутым снежником. Когда я поднялся на седловину, вновь загромыхала гроза и я поспешил вниз, не успев ничего разглядеть толком и даже не проверил записки в турах. Впрочем, мне они и не нужны, эти записки.

Свалившись с перевала я хотел укрыться от ливня и снега в избушке гляциологов, но она оказалась почти полностью разрушена и сама ходила ходуном под ударами ветра, того и гляди рухнет. Пришлось ставить палатку прямо в грозу, благо её конструкция это позволяет. Когда я залез внутрь и снял с себя мокрый дождевик, испытал счастье, понятное только туристам, ходившим во время грозы. Там, снаружи, воет ветер, идёт мокрый снег, гремит гром и постепенно холодает, а ты тут, в тепле и сухости, лопаешь печеньки и попиваешь коньячок))

В-общем, день оказался совсем не ходовым - я только и успел перейти перевал Халега, дальше идти не имело никакого смысла. Гроза весь день продолжалась, изредка сменяясь нудным дождиком. Я валялся в палатке, ел и спал. Под вечер всё стихло, но было очень холодно: снимая заходящее Солнце я замёрз, как цуцик))

Ночью был мороз. Термометра у меня нет, но был минус и немалый: даже в палатке вода, налитая в кружку, замёрзла. Я тоже замёрз, хоть и спал в одежде)) Утром озерца, у которых стояла моя палатка, покрывал лёд толщиной в сантиметр. Замёрзли даже ручьи. Да что там ручьи! Один маленький водопад, стекающий из цирка перевала Чегетчат, превратился в сталагмит! Но при этом было абсолютно безоблачное небо и я с радостью двинулся дальше. Что там за перевал я толком не знал, поэтому хотелось выйти к нему пораньше, чтобы иметь возможность вернуться в случае чего. По дороге я завернул к озеру Чегетчат, в котором хотел поймать отражение Софии в непривычном ракурсе. Отражения не было из-за ряби, но всё равно озеро мне понравилось. Есть смысл когда-нибудь специально прогуляться сюда за красивыми кадрами.

Чтобы подняться в предперевальный цирк, нужно либо пройти по довольно крутой сыпухе перед большим водопадом к травянистому кулуару, либо подниматься по заросшему травой склону под скалами за водопадом. Я предпочёл второй вариант. Сыпуха перед водопадом ещё не оттаяла, после вчерашней грозы там было очень скользко, а что в кулуаре я вообще боялся подумать - он был в тени. Но и травянистый склон оказался не очень простым путём: местами свободные от травы склоны были промёрзшими, местами мокрыми и подниматься было неудобно. Со скал начинали идти камни и мне пришлось поторапливаться, пока Солнце не поднялось высоко. Шёл уже третий день похода, я достаточно акклиматизировался и пёр, как трактор, наверх, с удовольствием отмечая про себя, что здоровье потеряно не полностью))

Из предперевального цирка хорошо виден путь дальнейшего подъёма: сначала лучше подняться на седловинку, ведущую в один из истоков Халеги, а от неё пройти налево, уже к перевалу Чегетчат. Идти в лоб тяжелее и опаснее: сыпуха там живая!

Выйдя на перевал Чегетчат, я понял, что идти дальше по хребту вряд ли имеет смысл. Озеро Лунное было полностью во льду, несмотря на то, что расположено на солнечной стороне. Остальные озёра, скорее всего, тоже были скованы льдом и я призадумался. Кроме того, сам перевал Чегетчат был неприятен для спуска: наверху висел снежный карниз, а единственное свободное место было не очень простым для спуска. Однако, походив по седлу, я наметил нормальный путь вниз и решил спускаться тут. Мне удалось вызвать по рации (на частоте 164,4 МГц, другой рации не было, поэтому за остальные диапазоны ничего не знаю, телефон тут не берёт) базовый лагерь клуба "Эдельвейс". Анатолий сообщил, что в лагерь вышел Александр Агабабаев - замечательный человек, турист и фотограф. Я давно слежу за его творчеством, но никогда лично не встречал. Это подкрепило моё решение прервать поход: пропустить встречу с Алесандром я никак не хотел.

Сделав ещё пару кадров с вершиной Эльбруса и себя на фоне Кара-Каи, начинаю спускаться. Как и на подъёме, часть склона сильно проморожена, палки воткнуть невозможно, не говоря о ботинках. Медленно и осторожно иду по раскисшим участкам, вгоняя палки почти на 30 сантиметров до более-менее твёрдого грунта. Ступени не держат, ноги плывут вниз вместе с кашей из глины и камней. Но палки держат очень хорошо. Так и иду, местами поворачиваясь лицом к склону, до выполаживания. Затем траверсом перехожу на осыпную полочку, а по ней - на более пологий снежник. Всю дорогу приходилось уворачиваться от камней, которые всё чаще начинали сыпать по мере того, как поднималось Солнце. Со скал под карнизом летели огромные булыги, на меня, к счастью, сыпалась мелочёвка. Снежник под карнизом пробежал чуть ли не на цыпочках: карниз на вид хоть и прочный, но идти под ним некомфортно. Спустившись вниз, убедился в правильности решения не идти сразу по крутому снежнику: там он был очень твёрдым, без кошек и ледоруба я мог уехать на скальные сбросы.

Подойдя к Лунному озеру, я не стал даже доставать камеру: снежная пустыня и неудачный свет. Солнце уже высоко, а за Чегетчатом опять что-то гремит. Может это камнепад с Кара-Каи? Облака появились, так что может и не камнепад. Я поспешил вниз, тем более хотел завернуть на озерцо 2671 по пути - уж оно-то должно, наконец, растаять!

Озерцо растаяло и оказалось очень чистым. На берегу я нашёл ещё несколько древних стоянок, похожих на те, что находятся ниже, в березняке у ручья. Не знаю, удастся ли найти здесь что-то: судя по бутылочке от мази тут были люди. Но не факт, что они нашли хоть что-то: для этого нужны знания и умения, просто так в горах редко что-то найдёшь.

Дальнейший путь мне уже был знаком: тут мы вместе с Наташей и Линой поднимались в июне. Снежник под скалами, по которым мы карабкались, уже растаял и показал тропу. Я быстро спустился по ней до заросшей лопухами поляны, а потом долго блуждал среди них, распугивая коров и тех самых четверых яков. Лопухи вымахали почти в мой рост, так что продирался я долго. Опять покормил слепней и каких-то кусачих мух.

Склоны долины были почти полностью усыпаны цветущими лилиями. Краснокнижные цветы росли прямо на тропе и я не решался топтать их, обходил по лопухам, пусть это было труднее. Хотя ранее я ведь не знал, что тут растёт и ходил прямо, не разбирая, что под ногами))

Выйдя, наконец, к ручью, я обнаружил, что это теперь вовсе не ручей. Передо мной гремела полноценная река. Булыги, по которым мы в июне переходили, полностью были скрыты под бурлящими потоками несущейся с огромной скоростью воды. Мощная струя ворочала камни по дну, подойти и осмотреть берега мешали заросли кустов. Пришлось вернуться повыше, к месту нашей июньской стоянки - там ручей разливается и есть возможность перейти вброд.

Почти уже перейдя реку, я наступил на один из катящихся по дну камней и оступился. Волна ударилась в меня и захлестнула кофр, висящий на груди. Чёрт! Бегу на берег, на ходу вынимая из камеры батарею и карту памяти. Около часа сушил технику на берегу. К сожалению, самый дорогой объектив "наглотался" по полной, остальное только снаружи намокло. В любом случае, снимать я в тот день не решался: боялся, что вода всё же попала в камеру.

Неудачный брод не был последней неприятностью. Вышел на другой берег я в такие заросли, да ещё растущие между каменных глыб, что пробираться пришлось больше получаса до тропы. Там, где в июне был снежник, оказалась россыпь огромных валунов с щелями между ними глубиной до 3-х метров. Так что следует тут осторожнее ходить.

Наконец, я начал спускаться по лесу. Тропа была очень сырой - последствия вчерашней грозы. Новая гроза догоняла меня, заставляя поторапливаться. В одном месте я увидел след медведя и начал оглядываться. Оказалось, что Топтыгин меня уже заметил и вовсю таращился, встав на задние лапы. Он находился на одном со мной уровне за огромной валежиной, метрах в тридцати. Я в нерешительности замер, сожалея о намокшей камере. Хотя не знаю, хватило ли бы у меня смелости доставать её: медведь и не думал убегать, сел и стал наблюдать за мной. Я какое-то время постоял, затем бочком стал спускаться по тропе - благо шла она от медведя, а не к нему. Мишка продолжал глазеть в мою сторону, но не двигался. Я тихонько спустился и уже минут через пять шёл спокойно, стараясь лишь побольше шуметь: вдруг у этого мишки тут маманя рядом или, скажем, старший братец))

Выйдя на дорогу я обнаружил, что воды в Аксауте стало ещё больше. Ручьи, текущие с гор, сильно разлились и не помещались уже в трубах, проложенных под дорогой, текли во все стороны. Один такой поток сильно меня озадачил. Есть место, где на полянке лесорубов сходятся волок и дорога. Там ещё стоит трон со спинкой, вырезанный бензопилой из огромного дерева. Так вот, я три раза поднимался по волоку, прежде чем понял, что одна из рек - вовсе не река, а дорога! Каждый раз, спускаясь, я проверял: вот Аксаут. Вот какая-то речка, вот ручей. Ну, стало быть, вот дорога. Каждый раз поднимаясь всё выше, я убеждался, что это волок. В конце концов дошёл до конца волока и начал уже сомневаться: в своём ли я уме. Наконец, пройдя по "какой-то реке" я понял, что это и есть искомая дорога, просто по ней вовсю хлещет настоящая река. Часа полтора, а то и два, я потерял, бегая вверх-вниз по злосчастному волоку))

Паводок приготовил мне ещё один неприятный сюрприз: по рации выяснил, что ребята заперты в лагере, так как Марка тоже здорово поднялась и смыла дорогу. Так что мне пришлось идти ещё 15 километров до базы по дороге, разбивая ноги. Зато потом, приняв горячий душ и поужинав, я почти до утра проболтал с Александром у камина, вот это было здорово! Приятно встретить такого человека. Конечно, мы не успели обсудить всё, что хотелось - Александр уходил рано утром дальше, а шёл он уже 12 дней, притом шёл как раз на Мысты-Баши. Мне хотелось с ним, но мокрая камера и заканчивающийся отпуск не позволяли. Ещё увидимся, надеюсь. В любом случае, я всегда могу увидеть его прекрасные работы в интернете, а на хребет обязательно вернусь.